Аннотация:Социолог, как специалист по изучению социальной реальности, ищет новые методы ее познания, а человек создает все более сложные и новые схемы переработки и объяснения этой внешней по отношению к нему социальной реальности. Одновременно, социолог и изучаемые им люди входят в социальную реальность, но вот то, что действующие субъекты постоянно ее «перерабатывают» в своем сознании и является неуловимым моментом, объяснение которому ищут методологи в социологии. Для раскрытия познавательных процессов и механизмов переработки знаний и опыта изобретаются всё новые методики и техники их изучения. К когнитивному инструментарию относят обычно: когнитивное картирование, фрейм, метафору, определение когнитивного стиля. Когнитивное клише является универсальным конструктом и представляет собой жесткое знание, являющееся коллективным социальным продуктом мышления. Эти когнитивные клише создаются с помощью метафор и их объяснений. Под когнитивной метафорой подразумевают видение одного объекта через другой объект. Метафора – это своеобразная “мягкая” доступная и легкая в восприятии, всем понятная внешняя схема. С помощью метафор рождаются конструкты универсальных знаний, которые так ценны для каждой гуманитарной науки, будь то лингвистика, педагогика, антропология или какая другая наука. Фрейм – это способ организации представлений, хранимых в памяти. Он соответствует таким понятиям, как схема в когнитивной психологии. Фреймы организуют наше понимание мира в целом, а тем самым и обыденное поведение (скажем, когда мы платим за дорогу или покупаем билет привычным для нас образом). Фрейм при таком подходе – структура данных для представления стереотипной ситуации, мысленный сценарий. В качественной социологии, как было упомянуто выше, нет работ демонстрирующих использование когнитивного инструментария. Но на практике углубленных интервью, фокус-групп, экспертных интервью, широко используются проективные методики, образные схемы, формализация знаний в таблицы и другие методики и приёмы, которые в приближении являются когнитивными инструментами. Лписанию когнитивных схем в качественной социологии и посвящен диплом.