Аннотация:Объектом исследования является восприятие звуковых стимулов при аудиовизуальной синестезии.
Предметом исследования являются электрофизиологические характеристики (а именно – вызванные потенциалы) восприятия звуковых стимулов при аудиовизуальной синестезии. Основываясь на литературном анализе данных, мы предполагаем, что мозговые механизмы синестетического восприятия нелингвистических звуков при аудиовизуальной синестезии отличаются от механизмов восприятия тех же стимулов контрольной выборкой. Это должно отразиться в различиях как ранних, так и поздних характеристик вызванных потенциалов, регистрируемых в процессе восприятия звуковых стимулов. Полученные результаты могут подтвердить одну из двух гипотез – «гипер-связанности» или «расторможенной обратной связи» (Baron-Cohen et al., 1996), – предложенных для объяснения процесса формирования синестезии. Было проведено экспериментальное исследование мозговых механизмов аудиовизуальной синестезии, в рамках которого мы проанализировали связь выраженности компонентов P1 и N2, а также позднего позитивного компонента ВП с различиями в восприятии звуковых стимулов синестетами и контрольной выборкой в условиях, когда стимулы вызывали и не вызывали цветовое переживание / ассоциацию. Была проведена обработка данных, предоставлены результаты и их обсуждение, проведена интерпретация полученных нами данных. Основной результат обнаружил значимые межгрупповые различия в проявлении ранних компонентов ВП (P1), а также значимые внутригрупповые различия в выраженности поздних компонентов под влиянием фактора наличия / отсутствия цветового переживания в ответ на предъявляемый стимул.
По итогам нашего исследования в ходе интерпретации полученных данных был предложен новый подход к пониманию мозговых механизмов аудиовизуальной синестезии, который предположительно можно применить и к другим типам данного феномена. Смысл данного подхода заключается в интеграции двух классических гипотез мозговых механизмов синестезии: гипотезы «прямых аудиовизуальных связей» и «расторможенной обратной связи» (Baron-Cohen et al., 1996). Таким образом, мы предполагаем, что специфические особенности как низкоуровневых, так и высокоуровневых механизмов обработки информации вносят совместный вклад в формирование синестетического восприятия.