Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Высшая школа телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова
Год защиты:2016
Аннотация:ОТЗЫВ
на диссертацию магистрантки Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова
Тоноян К.Р. на тему:
«Анекдотизация телеконтента»
Я считаю анекдотизацию одной из наиболее ярких и характерных тенденций развития современного телевизионного контент. Поэтому выбор К. Тоноян данной проблемы как темы своей магистерской диссертации мог только приветствовать. Вопрос состоял в том, как магистрантка справится с этой работой.
По-моему, справилась вполне удачно.
В первой главе работы автор даёт кратко описала истории анекдота как самого распространённого фольклорного жанра. В связи с этим она рассматривается процесс фольклоризации и карнавализации современного телевидения, нарастания его «комедийности», естественно, выделяя и феномен так называемого инфотеймента.
Во второй главе своей работы К. Тоноян переходит систематизирует различных жанры и форматы развлекательной телепродукции. При этом она пытается вычленить позитивные и негативные составляющие соответствующего телеконтента.
Кроме того, автор выделяет разные «степени» присутствия анекдота в той или иной передаче: от наличия анекдотов в чистом виде до фрагментаной (вкрапления анекдотов) до общесодержаетльной (в целом анекдотное – или анекдотическое – содержание).
Наконец, К. Тоноян переходит к анализу телеконтента Первого канала и канала СТС за 2014-2015 гг., тщательно высчитывает количество анекдотов и анекдотических ситуаций (или иных форм проявления анекдотизации) в программах этих каналов.
Результаты этих подсчётов производят сильное впечатление (думаю, произведут такое и на членов ГЭК), а также подтверждают высказанное мною в моей книге «Теория телевидения» утверждение о постоянном нарастании анекдотизации телеконтента. Впрочем, и здесь я нашёл нечто неожиданное для себя. Оказывается, эта анекдотизация, если верить расчётам К. Тоноян (а оснований не верить им у меня нет), развивается «рекордными» (я бы сказал, катастрофическими) темпами. Для Первого канала этот показатель составляет примерно 7 процентов в год, а для СТС даже 30 процентов.
Мне бы очень хотелось, чтобы либо сама К. Тоноян, либо кто-то другой продолжил это исследование (насколько я знаю, пока уникальное) – особенно в плане анализа телеконтента большего числа каналов и за более продолжительный срок.
По-моему, из ВКР К. Тоноян можно было бы подготовить неплохую публикацию. Во всяком случае, я рекомендовал бы это. При этом, конечно, автору нужно тщательно поработать над языком своей работы.
В целом диссертационная работа К.Р. Таноян отвечает всем основным требованиям, предъявляемых к магистерским диссертациям, и рекомендуется мною к защите.
Научный руководитель
Третьяков В.Т.
1 июня 2016 г.