Аннотация:Магистерская диссертация М.И. Евсиной посвящена изучению религиозного-философского аспекта в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского. Данная тема является актуальной в связи с недостаточной изученностью именно этой проблематики творчества названного автора, что обусловлено «советским дискурсом» в трактовке наследия художника. Поэтому религиозно-философское рассматривалось как следствие неоформленности мировоззрения писателя, его тяготения к модернистскому типу творчества и идеалистическому мышлению.
В своей работе М.И. Евсина охарактеризовала основные религиозно-философские концепции рубежа XIX-XX веков, интенции которых можно обнаружить в творчестве Сергеева-Ценского не потому, что он читал и изучал работы философов, а потому, что он «подпитывался» атмосферой того времени, которая и породила Ренессанс русской философской мысли рубежа XIX –ХХ веков. Кроме того, религиозно-философские искания рассмотрены ею в контексте художественных достижений мастера, в частности в связи с вариацией неореализма, которая имеет место в его работах.
Основные аспекты, которым уделяется внимание в работе, – это стилевые поиски писателя, а также женские характеры в соотношении с Вечной Женственностью, концепт маски, синтез пантеизма и христианства, проблема одиночества, неустроенности мира.
Главной магистралью произведений писателя являются поиски выхода из кризисной ситуации рубежа XIX-XXвеков, преодоление упадничества и преображение России. Магистранка показала эту магистраль и провела анализ ранних рассказов («Тундра», «Погост», «Бред», «Взмах крыльев» и другие), повестей («Сад», «Пристав Дерябин»), поэм («Лесная топь», «Печаль полей», «Движения», «Медвежонок», «Недра»), а далее –основных дореволюционных романов. Она пришла к выводу, что образ инженера Матийцева из «Наклонной Елены» является продолжением образа Бабаева из одноименного произведения, что подтверждается и признаниями самого автора. Перед нами почти тот же поручик, который не может найти себя, совершает дурные поступки, почти готов покончить с собой. Показаны и сложные отношения с божественным началом. Но в Матийцеве просыпается желание вступить в борьбу с неустроенностью мира, инстинкт к жизни, корни которого лежат в преодолении «сверхчеловеческого» через следование «философии жизни» и осознание семейных ценностей. В связи с этим Евсиной рассмотрено соотношение добра и зла в мире так, как это виделось самому писателю.
В магистерской диссертации М.И. Евсиной удалось последовательно выполнить поставленные задачи и раскрыть тему. Работа может быть рекомендована к защите.