Аннотация:Квалификационная бакалаврская работа Андреевой Татьяны Андреевны «Гендерные различия в речевой деятельности мужчин и женщин (на материале текстов художественной литературы)» относится к циклу социолингвистических исследований. В социологии принято разграничивать понятия пол и гендер, а их проявление в речевой деятельности является объектом социолингвистики. Под «полом» понимается биологически детерминированный род адресанта текста, под гендером – самоощущение индивида по отношению к гнедерному признаку. В текстах художественных произведений, как и для профессии актера в театре и кино, несоответствие гендера и пола встречается часто, поскольку мужчины-писатели часто вынуждены «симулировать» женскую речь и авторы-женщины - мужскую.
Т.А. Андреева описывает гендерные картины мира и особо останавливается на проявлении концепта «мужественность-женственность», гендерных ролях и стереотипах гендерного поведения в социуме.
Особое место уделено рассмотрению гендерной лингвистики – возникновению феминистской лингвистики (термин «феминистская лингвистика» не отражает сути социальных движений за права женщин в обществе, а выявляет представление о женском языке, в противопоставлении мужскому языку, что важно, поскольку нормирование речевого узуса в разных культурах опиралось на мужской тип речи).
Материал исследования в работе Т.А. Андреевой – проявление гендерных различий и дифференцирующие их признаков в художественных текстах современной русской прозы Петрушевской, Токаревой, Пелевина и Шаргунова.
Т.А. Андреева провела социолингвистический эксперимент в виде опроса, в котором приняли участие 86 человек в возрасте от 17 до 47 лет (равное количество мужчин и женщин), причем все респонденты были разделены на группы в зависимости от половой принадлежности, возраста, уровня образования - высшее/среднее, а также сферы деятельности - гуманитарный/технический профиль. Респондентам предлагалось определить гендерную характеристику адресанта текста (тексты приведены в Приложении) без указания критериев и с указанием критериев гендерных стереотипов.
Анализ результатов эксперимента двух этапов опроса показал, что правильно определить гендерную характеристику автора текста смогли примерно половина испытуемых. Для многих важной характеристикой феминности оказывается обилие фразеологизмов, проявление эмоциональности и оценочности. Для определения мужественности – категоричность суждений, нестрогое соблюдение норм литературного языка.