Аннотация:Квалификационная бакалаврская работа Мазановой Дарьи Дмитриевны «Проявление дисграфии и дислексии в письменной речи школьников» посвящена рассмотрению вопросов дидактики, с одной стороны, и онтолингвистики как особого раздела социолингвистики – с другой, а также вопросов соотношения узуса речи и письма как особой семиотической системы, которая складывается в истории культуры народа, зависит от языковой политики государства на разных этапах развития национального социума и непременно координируется общественным институтом школы.
Д.Д. Мазанова, опираясь на работы И.Н. Садовниковой, в своем исследовании анализирует разновидности проявления дисграфии и дислексии у школьников разных социальных групп второго и шестого классов. Социолингвистический эксперимент, проведенный Мазановой в московской средней общеобразовательной школе №1741, включает анализ письменных работ второклассников в возрасте от 8 до 9 лет (10 девочек и 10 мальчиков, среди них трое - левши) и шестиклассников (14 мальчиков, из них 1 левша, и 6 девочек, из них 1 левша).
Ученики обеих групп совершали ошибки в основном на уровне буквы и слога, однако, в процентном соотношении, у второклассников их заметно больше (74%, в то время как у шестиклассников - 59%). На втором месте по количеству у второклассников оказались ошибки на уровне слова (18%), в то время как у шестиклассников – на уровне словосочетания и предложения (27%). Было замечено, что девочки совершают меньшее количество ошибок по сравнению с мальчиками. У левшей второго класса чаще встречаются ошибки пропуска буквы в слове. Хотя количество ошибок учеников младших классов при переходе в социальную группу средней школы действительно сокращается, однако, количество ошибок остается большим.
Работа Д.Д. Мазановой позволяет по-новому осветить соотношение науки и дидактики, увидеть связь школьного и университетского образования.