Аннотация:Работа А.М. Щемелевой посвящена проблеме, достаточно типично, но редко идентифицируемой: когда проблемы в учебе лежат далеко за пределами учебной деятельности. Учителю обычно производить анализ такого рода проблем недосуг, а вот репетитору (чем, собственно, и занимается автор) приходится искать корни проблемы, уходя порой в совершенно неожиданные сферы психологии и педагогики.
Именно такого рода ситуация рассматривается в работе. Мальчик, которого взяла на репетиторство автор работы, плохо учился, хотя до того проблем не было. Для того, чтобы идентифицировать проблемные точки, А.М. Щемелевой пришлось перебрать целый ряд гипотез, воспользовавшись системой представлений деятельностной педагогики, и проверив, что у него все хорошо во владении предметными действиями, что ребенок имеет нормальный интеллект, способен к коммуникации, и что поэтому проблемы могут быть либо в социально-деятельностной плоскости, либо в психическом развитии.
Анализ социальной среды показал, что, действительно, здесь имеется и то, и другое. Причем корневым является серьезный дефект, идущий из семьи, который оказывает влияние на психическое развитие, что было подтверждено специальной психологической диагностикой самооценки, а это уже влияет на поведение ребенка в школе и уже вторичное воздействие школьных отношений, закрепляющее проблему.
Поскольку наиболее удобным педагогическим средством исправления дефектов психического развития является использование социальных механизмов, автор разработала несколько вариантов решения проблемы этого ребенка через включение его в межвозрастное взаимодействие. К сожалению, к этому времени родители решили прекратить занятия, поэтому реализовать эти варианты не удалось.
Тем не менее, работа А.М. Щемелевой, несомненно, представляет интерес как очень удачный пример диагностики, вскрывающей корни вроде бы чисто учебной проблемы.