Перспективы развития интернет-торговли в Российской Федерации (на примере создания интернет-магазина российского производителя одежды)дипломная работа (Магистр)
Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Программа МВА ФГУ МГУ "Управление взаимодействием бизнеса и государства"
Год защиты:2019
Аннотация:Актуальность темы определяется стремительным развитием цифровых технологий и электронной коммерции, выходом в онлайн растущего объема торгового оборота в условиях развития сектора электронных услуг и максимального расширения количества пользователей интернетом. В современном мире все крупные и перспективные производственные и торговые компании прибегают к электронной торговле для оптимизации сбыта своей продукции. Тема развития информационных технологий и е-коммерции является одной из наиболее изучаемых как в теории (причем, в самых разных аспектах – научном, техническом, экономическом, геополитическом, гуманитарном и т.д.), так и с точки зрения их конкретного применения в менеджменте, маркетинге, PR, рекламе, торговле. Вместе с тем, в РФ многие предприятия еще только делают практические шаги в сфере электронной торговле, и описание кейсов, связанных с созданием интернет-магазинов конкретных работающих предприятий в сфере легкой промышленности, все еще относительно редки. Цель работы - выработка на основе проведенного анализа практических рекомендаций по совершенствованию работы интернет-магазина компании «НАШЕ», что имеет практическое значение и для других промышленных и торговых предприятий, начинающих продвигать свою продукцию с помощью инструментов е-коммерции. Цель работы разложена на задачи: изучение теоретических основ создания интернет-магазина; обоснование концепции омниканальности; анализ емкости и оценка перспектив рынка легкой промышленности в РФ; анализ и оценка доли и перспектив электронной коммерции в легкой промышленности в РФ; оценка целевой аудитории интернет-магазина; разработка практических рекомендаций по созданию и продвижению улучшению работы интернет-магазина компании “НАШЕ”. Важнейшим источником для исследования явилась фактическая информация, отражающая текущую деятельность компании «НАШЕ» и ее подразделения электронной коммерции. Работа основана и на анализе литературы по теме исследования. Работа состоит из введения, где обосновывается тема исследования, трех глав и восьми параграфов, пятнадцати рисунков, составленных в основном автором и посвященных основным направлениям исследования, заключения, списка литературы.
Растущее количество покупок в мире совершается через компьютеры или смартфоны. Для предпринимателей интернет-магазины – быстро развивающийся, перспективный, эффективный вид бизнеса, позволяющий оптимизировать расход, качественно повысить возможности проведения рекламных и информационных кампаний, организации сбыта. В современных условиях ни одна компания или отрасль экономики не в состоянии сохранять конкурентоспособность без использования цифровых технологий. В РФ большинство продаж одежды по-прежнему осуществляется офлайн, но ритейлеры ежегодно отмечают рост интернет-продаж при сокращении объемов традиционной розницы. При этом средства, необходимые для открытия интернет-магазина несравнимо ниже, чем для традиционного магазина. А приемы ведения бизнеса в онлайне и офлайне принципиально не отличаются». Поэтому многие принципы традиционной розничной торговли, которые компания уже использует, применимы и в е-коммерции. Автор исходит из концепции омниканальности, которая позволяет получить эффект синергии, воспользоваться плюсами и электронной, и традиционной торговли. Сосредоточившись только на традиционной торговле, можно упустить самый быстро растущий сегмент рынка, позволяющий быть ближе к любому покупателю.
При создании интернет-магазина ключевым является грамотно созданный сайт, основные элементы которого: логотип и фирменные цвета, контактная информация, навигация по товарам и услугам. Сайт должен опираться на такие технологические составляющие, как профессиональный копирайтинг, добротный контент, «юзабилити» – удобство пользования, оформление. Дизайн интернет-магазина, как и обычного магазина, - существенный фактор успеха. Грамотный дизайн формирует доверие – ключевой фактор, побуждающим людей совершать покупки.
В условиях роста конкуренции большое значение имеет продвижение интернет-магазина. Реклама интернет-магазина должна быть частью общей маркетинговой, рекламной и PR-кампаний фирмы. Комплексные стратегии продвижения выдвигают на первый план имидж и репутацию компании, бренд товара для привлечения новых клиентов, расширения продаж, конверсии, продления «жизни» клиента, увеличения суммы среднего чека. В последние годы макроэкономические факторы приводили к стагнации российского потребительского рынка на фоне вялотекущей инфляции на потребительские товары. В результате продолжает сужаться объем располагаемого дохода, тех средств, которые люди могут потратить, например, на такие «необязательные» расходы, как одежда и обувь. При этом необходимо отметить, что импортная продукция становится для россиян все менее доступной, так как динамика обменного курса рубля в течение 2018 года стабильно «сползала» вниз. Соответственно, массовый спрос уверенно перемещался в бюджетный сегмент, что определяло и стратегию производства компании «НАШЕ», и ценообразование на ее продукцию в рознице.
Основным драйвером развития российского fashion–рынка сейчас является интернет-торговля. Продажи осуществляются как через собственные интернет-магазины, так и через маркетплейсы – сайты крупных интернет-компаний. Особенно активно в интернете развиваются маркетплейсы, связывающие покупателей с производителями массовой и недорогой продукции. Ежегодно количество онлайн-заказов увеличивалось на четверть. 33% от всех интернет-заказов были сделаны в интернет-магазинах одежды и обуви. Основные источники траффика – переходы по ссылке из электронной почты. Покупатели одинаково используют десктоп и мобильный интернет для совершения покупок в Интернет-магазинах. Одежда и обувь - категории с одной из самых высоких долей мобильного трафика из всех. Самой популярной социальной сетью в этом секторе является Вконтакте, за ней следуют Фейсбук и Инстаграмм. Драйверами роста продаж в интернете одежды и обуви стали общее увеличение числа пользователей интернета в стране, развитие мобильного интернета, платежной инфраструктуры и усиление интеграции торговли офлайн и онлайн. Людей мотивируют на онлайн–покупки возможность экономии средств, широкий выбор товаров, брендов и магазинов, возможность быстрого сравнения цен, совершения покупки в любое удобное время.
Основными покупателями на рынке одежды являются женщины, которые покупают для себя, детей, а также - до половины предметов одежды, которые носят их мужчины. На сайт чаще всего приходят, посетители в возрасте от 25 до 55 лет и старше. Можно сказать, что данная группа соответствует целевой аудитории. Типичным посетителем интернет-магазина является женщина 30 лет, замужем, имеющая одного или несколько детей, которая интересуется также озабочена обустройством своей квартиры, любит развлечения и путешествия. Женщины покупают одежду более интенсивно и тратят больше денег и времени, чем мужчины, больше приобретают под воздействием эмоциональных факторов. Большинство присутствующих на рынке одежды сетевых ритейлеров ориентируют свой ассортимент на женщин в возрасте 18–35 лет как наиболее активных покупателей на рынке. Компания видит перспективу в выходе на целевую группу 35+, не ослабляя внимания и к тем категориям покупателям, которые не входят в целевую группу.
В основе концепции создания интернет-магазина компании «НАШЕ» лежала идея омниканальности. Компания должна быть там же, где и покупатель: в его смартфоне, ноутбуке, социальных сетях, торговых центрах и небольших розничных магазинах. Компания должна удовлетворять его потребности через правильно подобранный ассортимент, грамотные консультации персонала, удобные условия доставки, разнообразие способов оплаты. Создавать все условия для того, чтобы посетитель стал покупателем, постоянным клиентом, приверженцем бренда.
Создание интернет-магазина начиналось с разработки привлекательного и удобного сайта. Особое внимание обращалось на качественный дизайн, навигацию и фильтры, возможность легкого поиска нужного товара, получения онлайн-консультации. Разработка плана продвижения сайта осуществлялась на основе аналитики, составленной по данным ресурса Яндекс.Метрика, что позволило определить посещаемость сайта, возраст посетителей, основные источники переходов посетителей и поисковые фразы, по которым попадают на сайт из ведущих поисковых систем. В настоящее время особое внимание уделялось SEO оптимизации, чтобы сайт занимал более высокие позиции в поисковых системах. Очень важно правильно сформировать список поисковых запросов, упоминая продукцию и бренд
В интернет-магазине, как и в любом другом торговом предприятии, нужно внимательно относиться к покупателям, предлагать качественные товары и обслуживание, тщательно комплектовать заказы, не допускать пересортицы и долгого ожидания доставки. Все это позитивно сказывается на выручке и конверсии магазина.