Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Программа МВА ФГУ МГУ "Управление взаимодействием бизнеса и государства"
Год защиты:2019
Аннотация:Федеративное устройство РФ действительно требует создания новых механизмов обеспечения в стране единого экономического пространства и его взаимоувязанных территориальных компонентов, проведение целостной и системной региональной экономической политики, направленной на укрепление национальной целостности за счет развития каждого субъекта РФ с учетом как существующих экономических возможностей, так и их формирование, развитие. Неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения, недостаточная инфраструктурная обеспеченность ряда регионов, городов РФ, низкий уровень экономического взаимодействия, высокая степень износа транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры - являются угрозой национальной безопасности. Большинство исследователей темы оставляют открытыми вопросы управления процессами реализации региональной экономики государственными органами власти и органами местного самоуправления, воздействия на экономическую активность на территории, внедрение конкретных прикладных методов и организации работы органам исполнительной власти и местного самоуправления с учетом действующих в настоящее время институтов. Рассмотрение региональной экономической политики РФ как фактора целостности и суверенитета страны является перспективным, актуальным и своевременным направлением исследования.
Цель работы - разработка предложений по совершенствованию государственной политики обеспечения поступательного экономического развития субъектов РФ, задачи: изучение существующей теории государственной региональной экономической политики, анализ инструментов государственной политики по развитию регионов в заграничных странах и сложившейся отечественный опыт, выявление существующего состояния и имеющихся трендов, формулирование предложений для государственных органов власти и местного самоуправления, в том числе на примере конкретного региона РФ.
В рамках проведенной работы проведен анализ существующей региональной политики в РФ и зарубежных странах, в результате которого установлено следующее. В РФ существуют нормативные правовые акты, определяющие цели и задачи региональной экономической политики, которые в целом учитывают методы подходы, применяемые в западноевропейских странах и Китая. Разработаны и действуют механизмы, направленные на стимулирование экономического развития регионов за счет предоставления налоговых льгот, льгот по уплате во внебюджетные фонды, упрощение процедуры получения земельных участков и другое. Однако существующие меры регионального экономического развития не увязаны с развитием экономики страны в целом, не скоординированы в какой-либо одной программе, отсутствует увязка на приоритеты развития страны, а ряд показателей, по которым оцениваются регионы, например «Объем инвестиций в основной капитал (кроме бюджетных средств федерального бюджета, инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения», во многом зависят от принимаемых на федеральном уровне решений: доступность кредитов, определение приоритетов развития и предоставления финансирования на развитие инфраструктуры, наличие и доступность электроэнергии и т.п.
Автор указывает, что осуществляется поддержка бюджетов до уровня бюджетной обеспеченности в целях обеспечения доступности государственных и муниципальных услуг, в то время как социальные нормативы утверждаются на уровне регионов. Отсутствуют системные инфраструктурные проекты по стимулированию развитию регионов и комплексного вовлечения их экономического потенциала, за исключением добычи углеводородных природных ресурсов. У уполномоченного органа - министерстве экономического развития России отсутствует в целях и задачах такая цель как развитие экономики страны в целом, как следствие, экономические развитие регионов не связано с развитием страны.
Анализ экономических показателей на международном уровне показал, что различия между значениями экономических показателей между регионами с максимальным и минимальным значениями в зарубежных странах значительно ниже чем в России (так различия в зарубежных регионах по валовому региональному продукту на душу населения не превышает пять раз, а в России - пятьдесят четыре раза). Такие различия по основным экономическим показателям развития регионов тормозит экономический рост страны в целом.
Проведенный в работе анализ существующего состояния в развитии регионов и выявленный тренд при сохранении текущих тенденций позволяет сформулировать обоснованную необходимость в трансформации государственного управления пространственным развитием страны на основе научного, обоснованного подхода с живой обратной связью на основе существующих и перспективных (формируемых) общественной потребностей.
В работе на основе анализа сформулирована и предложена структурная и функциональная модель внедрения новых институтов, создания «фабрик» формирования проектов с учетом общественных потребностей страны, обеспечивающей поступательное развитие регионов. Этот подход потребует трансформации и настройки существующих институтов страхования, финансирования, обеспечивающего развития реального сектора экономики, основанного на приоритетах развития и использования существующего экономического потенциала. Предложены модели по возможной трансформации предложений по совершенствованию государственной политики для обеспечения поступательного экономического развития субъектов РФ государственного пространственного управления с учетом имеющихся полномочий между государственными органами власти и органами местного самоуправления, основанные на структурных изменений в принятии и исполнении управленческих решений, генерации инвестиционных проектов и мер по привлечению в их реализацию бизнеса, подготовлена дорожная карта. Сформулированы обоснованные предложения по изменению инвестиционного законодательства на федеральном и региональном уровнях, на примере республики Ингушетия.