Аннотация:Проблема взаимосвязи школьной мотивации ценностных ориентаций старших школьников, обусловленная половыми ролями, представляет существенный интерес для теории и практики в области педагогической психологии. Под школьной мотивацией мы не подразумеваем именно учебную деятельность как непосредственно деятельность учения, мы рассматриваем именно школьную мотивацию, то есть познавательные аспекты, общение, отношение с друзьями и другие её аспекты.
В процессе социализации общество транслирует индивиду определенный набор ценностей. Таким образом, исследуя систему ценностных ориентаций подростков, мы исследуем и общество, которое задает эти ценности. Под ценностными ориентациями в этой работе мы будем понимать систему личностных установок по отношению к материальным и духовным ценностям, которые существуют в обществе.
На данный момент наблюдаются серьёзные социальные изменения, меняются ценностные установки, а трансформация общественных отношений в первую очередь сказывается именно на подростковом возрасте, так как в силу возрастных, психологических и социальных особенностей подростки являются наиболее восприимчивой социальной группой. Этот возрастной период характеризуется высокой интенсивностью процессов социализации. Именно на данном этапе происходит формирование важного психологического новообразования - ценностных ориентаций, которые вносят значимый вклад в развитие личностных структур в подростковом возрасте.
Новизна материала, представленного в данной работы обусловлена изучением связей терминальных и инструментальных ценностных ориентаций со школьной мотивацией, и выявлением различий этих специфических связей на примере старшеклассников разного пола. В исследовании не просто обозначено наличие иерархии ценностных ориентаций или изучена мотивация подростков, а проведен более глубокий анализ специфики взаимосвязи.
Подростковый возраст является переходным, он связан с выходом школьника на новую социальную позицию. Именно в этот период формируются нравственные ценности, внутренняя позиция по отношению к себе и другим людям, жизненные перспективы, формируются личностные смыслы жизни. К основному процессу нравственного развития в подростковом возрасте Крайг относит «построение и переоценку системы ценностей» (Крайг, 2000, с. 557). Рассматривая ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, мы можем говорить о том, что они содействуют развитию личности и выбору дальнейшего жизненного пути (Наумова, 1988). Ученики находятся на пороге жизненного самоопределения, и учёба приобретает для них смысл учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Устанавливается круг интересов, который можно считать определенной психологической базой ценностных ориентаций. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к вопросам религии и морали.
Сложившая иерархическая система ценностных ориентаций позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с принятыми учащимся ценностями. Система ценностей подростка, с одной стороны, определяется ведущей мотивацией, которая направляет деятельность в большей степени на эмоциональном уровне, а с другой стороны, сознательным усвоением социальных норм. Таким образом, мы можем рассматривать взаимосвязь мотивов и усваиваемых ценностных ориентаций как один из механизмов для личностного роста старшеклассников (Вартанова, 2010).
В исследовании данной работы затронут аспект различий между старшеклассниками женского и мужского пола, поэтому необходимо уточнить, что данное исследование можно отнести к психологии пола. Психологией пола – это «область научного знания, которая объединила фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем пола и межполовых отношений» (Клецина, 2003, с.158). К предметной области этого направления можно отнести психологические различия между людьми разного пола, культурные стереотипы маскулинности и фемининности, особенности социализации мальчиков и девочек. Развитие психологии пола проходило на стыке психологии половых различий и психологии семьи и брака (Клецина, 2003, с. 61).