Аннотация:Помогающее поведение при эмоциональном дистрессе в подростковой среде
Helping behavior in adolescence associated with emotional distress
Актуальность
• Высокая распространенность эмоционального неблагополучия среди подростков.
Исследования, основанные на опросах родителей, показали, что родители часто не знают, например, о депрессивных чувствах своих детей. Подростки с их нормативной реакцией эмансипации от родителей и тенденцией группирования со сверстниками находятся в специфическом положении, когда именно сверстники первыми замечают изменения в поведении своих друзей, прежде чем эти изменения могут стать ощутимыми для взрослых.
Институт профессиональной помощи изучен в гораздо большей степени, чем институт семейной, любовной или дружеской помощи и поддержки. Поддержка в трудную минуту от семьи и от друзей оказывается в подростковом и юношеском возрасте разделенной в смысловом поле, и воспринимается как две разные, мало взаимосвязанные системы. Подростки видят дружескую помощь и поддержку в трудных эмоциональных состояниях субъективно более значимой и важной в сравнении с той, которую могут оказать родители.
Итогом теоретического анализа и предыдущей эмпирической работы стало представление о том, что друзья в старшем подростковом возрасте – важный и работающий ресурс помощи и поддержки как в клинических состояниях, так и в ситуации сильного дистресса, и что друг, который может предложить хорошую помощь – ресурс психического и психологического благополучия.
Дальнейшее изучение факторов, которые влияют на помогающее поведение подростков, и исследование содержания и структуры помощи крайне важны, чтобы понять, как мы можем повлиять на возможность подростков получить наиболее подходящую помощь и поддержку от окружения в старшей школе.
Объект исследования: Помогающее поведение в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: Аспекты анализа респондентами ситуации эмоционального дистресса на примере депрессивно-суицидальных ситуаций и ситуаций буллинга в контексте реализации помогающего поведения.
Цель
Оценить вклад анализа ситуации и уровня эмпатии респондентов в реализации помогающего поведения.
Мы можем представить, основываясь на теоретическом анализе вопроса, реализацию помогающего поведения зависящей от двух факторов:
1. Ситуационных, а именно оценки ситуации (=анализа ситуации). В 60-е Б. Латане и Д. Дарли провели серию экспериментов, исследуя как и почему люди помогают другим, где показали, что люди демонстрировали помогающее поведение в случае, если они обращали внимание на ситуацию, интерпретировали ситуацию как «экстренную», и если принимали на себя ответственность;
2. Личностных, а именно «эмпатичекой обеспокоенности». Чувство сопереживания по отношению к другому человеку, нуждающемуся в помощи, повышает вероятность предоставления помощи.
В эмпирической работе было бы интересно построить модель, которая бы прогнозировала вклад ситуационных факторов оказания помощи (то есть могут ли подростки распознать ситуацию как требующую от них помощи) и личностных факторов (разные исследователи более всего обращают внимание на связь просоциального поведения, в частности, помогающего поведения, с эмпатией как характеристикой личности).
Другими словами, с какой вероятностью мы можем ожидать, что респондент с определенным уровнем эмпатии и определенной точностью распознавания «опасности» ситуаций эмоционального дистресса реализует помогающее поведение.
Для построения модели, которая может предсказывать вклад факторов, может быть использован регрессионный анализ при наличии данных, соответствующих метрической шкале.
Регрессионный анализ будет применен в случае, если переменные анализ ситуации и уровень эмпатии не будут значимо коррелировать друг с другом, в другом случае влияние переменных будет рассматриваться отдельно друг от друга.
Под ситуациями эмоционального дистресса будут пониматься:
• Депрессивные состояния, включая суицидальные мысли/действия
• Буллинг
• «Будничный» стресс
Гипотезы
1. Точность распознавания респондентом ситуации эмоционального дистресса друга-сверстника связана с готовностью реализовать помогающее поведение.
2. Уровень эмпатии респондента связан с точностью распознавания ситуации эмоционального дистесса и готовностью реализовать помогающее поведение.
Задачи
• Адаптация и разработка методики для сбора данных «Друзья в трудной ситуации»;
• Разработка системы оценивания помогающего поведения (готовности оказать помощь и поддержку);
• Изучение роли анализа ситуации в реализации помогающего поведения отдельно для депрессивных и буллинговых рассказов;
• Исследование роли эмпатии в распознавании ситуаций депрессивных состояний и буллинга;
• Исследование роли эмпатии в связи с готовностью реализовать помогающее поведение.
Имеющийся задел
Результаты прошлогоднего курсового исследования, подготовившие идею этого года:
• Подростки чувствительны к симптоматике депрессии, они выражают значимо большую обеспокоенность за сверстников, имеющих набор симптомов, достаточный для постановки диагноза большой депрессии.
• Выявлены наиболее распознаваемые симптомы депрессии среди старших подростков: такими были зафиксированы чувство несостоятельности и чрезмерной и необоснованной вины (31% упоминаний), суицидальные мысли (28%), бессонница (27%), усталость (27%).
• Предположение, что депрессия путается респондентами с проявлением горя, и горевание рассматривается как патологическое («опасное») состояние.
• Подростки для всех типов рассказов («депрессивных» и эмоционального дистресса) указали помощь друзей как наиболее важную.
• Субъективной уверенностью в возможности оказать поддержку другу в трудной ситуации обладают 45%, при этом готовностью оказать поддержку обладают более 2/3 респондентов: готовность как решение превалирует над уверенностью, что это получится сделать. Мы можем ожидать, что определенная доля подростков будут помогать друзьям не располагая средствами помощи и не ожидая от себя эффективной помощи другу (существует группа респондентов, которая отказывается оказывать помощь другу по причине отсутствия ресурсов помощи –компетентности, и она составляет 15% среди отказавшихся оказывать помощь. При этом 14% всей выборки считают, что не способны помогать друзьям).
• Анализ отказов подростков оказывать помощь и поддержку сверстникам в трудной ситуации позволил очертить мотивировку отказа, которая в большинстве случаев связана с уверенностью респондентов в несерьезности ситуации, в которой находится герой истории.
• В качественном анализе методом обоснованной теории выделена категория хорошей помощи и ее основные субкатегории: переживание оказания помощи и поддержки, условия хорошей помощи и стратегии хорошей помощи. Акцент был сделан на стратегиях, которые могут предложить подростки своим сверстникам: стратегии по снижению интенсивности переживаний; стратегии по социальной интеграции, стратегии по укреплению личностного ресурса, стратегии предупреждения негативного исхода (недопущение асоциальных тенденций и суицида); стратегии поддержания режима активности (в текущих делах, учебе и бытовых вопросах), которые подчинены двум тенденциям: а) уменьшение областей соприкосновения с проблемностью, б) получение позитивного опыта от жизни.
Научная новизна
• Выбор помогающего поведения как объекта исследования на методологическом уровне раскрывается как изучение интерсубъективности, что является перспективным направлением научной психологии;
• Классически подчеркивается важность сферы общения со сверстниками в подростковом возрасте, однако эмпирических проверок того, как дружеские, приятельские отношения со сверстниками могут быть связаны с психическим и психологическим благополучием подростков, представлено немного;
• Разработка методики по типу моральных дилемм открывает перспективу для изучения разных аспектов подросткового возраста.