Аннотация:Предложена модель оптимизации передвижения парка универсальных вагонов по железнодорожной сети с целью перевозки заданных объемов грузов на заданном интервале времени. Предполагается, что на сети действуют независимые операторы универсальных вагонов, в распоряжении которых имеется собственный вагонный парк, дислоцированный в начальный момент времени в определенных узлах сети.
Модель формулируется как задача минимизации стоимости пробега вагонов при соблюдении ограничений на заданные объемы перевозок. Стоимость пробега складывается из заявки оператора на перевозку груза по данному направлению, а также из стоимости порожнего пробега. Переменные задачи, которые требуется определить в ходе оптимизации – это объемы перевозок грузов по направлениям каждым оператором и объемы порожнего пробега операторов по направлениям.
В работе предложена модель конкурентного ценообразования на услуги грузовых железнодорожных перевозок на основе сформулированной задачи. Показано, что оптимальные множители Лагранжа к ограничениям баланса вагонов в узлах, могут рассматриваться как равновесные цены. При этом решение задачи оптимизации для каждого оператора является стратегией, максимизирующей прибыль оператора, при данных ценах.