Аннотация:Обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы студента 6-го курса очного отделения факультета психологии Тимофеева Ильи Алексеевича,
по специализации «Психология спорта»
Наименование исследования: «Эмоционально-личностные особенности юных атлетов разных видов спорта».
Название исследования на английском языке: «Emotional and personal characteristics of young athletes of various sports».
При проведении исследования будут соблюдены все этические профессиональные нормы, изложенные в Этическом кодексе психолога http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения 05.11.2019)
Актуальность темы исследования. Аспекты эмоциональной и личностной сферы спортсменов оказывают влияние на их результативность и успешность. Определение индивидуальной и групповой совокупности эмоциональных особенностей и зависимых психологических параметров личности юных спортсменов разных видов спорта, а также выявление возможных взаимосвязей между указанными параметрами научно-практически полезно для различных специалистов, работающих в сфере спорта и стремящихся к улучшению показателей результативности и успешности деятельности спортсменов, а также для самих юных атлетов.
Научно-методологическая база исследования. Теоретическую и методологическую основу работы составили работы и концепции иностранных ученых: К. Изарда; Д. Ли; Г. Селье; Р. Плутчика; П. Экмана и др.; и научные подходы и разработки отечественных ученых: Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, Л.В. Куликова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, П.М. Якобсона и др.
Объект исследования: эмоционально-личностные свойства и качества человека.
Предмет исследования. Системным предметом исследования являются определённые личностно-эмоциональные параметры юных атлетов разных видов спорта, а также многогранная психологическая связь между этими параметрами.
Гипотезы исследования. Общая, теоретическая, гипотеза. На основе описания объекта и предмета исследования нами были сделано генеральное предположение о том, что имеют место специфические личностно-эмоциональные особенности юных атлетов разных видов спорта, и что они могут быть определённым образом проявлены и, при этом, особым образом взаимосвязаны с некоторыми «сопутствующими» психологическими параметрами их личности. Частные, эмпирические, гипотезы. Так как наша теоретическая гипотеза не может быть подтверждена или не подтверждена непосредственно, напрямую, то мы вынуждены будем выдвинуть целый ряд (совокупность) эмпирических гипотез, путём практического изучения (подтверждения или не подтверждения которых) мы сможем доказать или опровергнуть общую теоретическую гипотезу. Эти эмпирические гипотезы будут напрямую связаны с нашим психодиагностическим исследованием нашей эмпирической базы (социальной выборки) юных атлетов разных видов спорта посредством следующих методик: 1. «Определение общей эмоциональной направленности личности». Методика Б.И. Додонова. 2. «Шкалы дифференциальных эмоций». Методика К. Изарда. 3. «Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды». Методика В.В. Бойко 4. «Методика диагностики показателей и форм агрессии». Методика А. Басса и А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого 5. «Методика диагностики ″помех‶ в установлении эмоциональных контактов». Методика В.В. Бойко.
Цель данного исследования – определение степени выраженности эмоциональных особенностей и ряда психологических параметров личности юных атлетов разных видов спорта, и выявление содержательно-смысловой связи между изученными психологическими аспектами.
Задачи исследования. Согласно объекту, предмету, гипотезам и цели исследования нами были выделены следующие основные теоретические и эмпирические задачи исследования:
1) Описать представления отечественных и иностранных психологов о эмоциональной сфере человека, проанализировать разнообразные теории эмоций;
2) Описать некоторые психологические параметры личности, «поведенческим» образом связанные с эмоциями: эмоциональная направленность личности, дифференциация эмоций, тип эмоциональной реакции на разные стимулы, агрессия и враждебность, эмоциональные контакты и эмоциональное взаимодействие:
3) Описать явление и феномен эмоций в спорте; представить обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных эмоциям и некоторым «рядоположенным» психологическим параметрам личности в контексте совокупного «опредмечивания» их в области спорта;
4) Провести на эмпирической базе исследования тестовые психодиагностические методики 1. «Определение общей эмоциональной направленности личности». Методика Б.И. Додонова. 2. «Шкалы дифференциальных эмоций». Методика К. Изарда. 3. «Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды». Методика В.В. Бойко 4. «Методика диагностики показателей и форм агрессии». Методика А. Басса и А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого 5. «Методика диагностики ″помех‶ в установлении эмоциональных контактов». Методика В.В. Бойко.
5) Провести полномасштабную математико-статистическую обработку результатов проведения всех психодиагностических методик эмпирического исследования избранной социальной выборки;
6) Научно-эмпирически представить основные полученные данные и результаты, произвести их описательно-сравнительный анализ и дать их первичную интерпретацию;
7) Сформулировать развёрнутые выводы и предметное заключение по всей проведённой эмпирической работе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач будут применены следующие основные методы:
1) библиографический метод (анализ научной психологической литературы, посвященной эмоциям в спорте и личностно-эмоциональным особенностям спортсменов, в частности, − соответствующей специфике юных атлетов);
2) тестовый (диагностический) метод (проведение тестовых психодиагностических методик: 1. «Определение общей эмоциональной направленности личности». Методика Б.И. Додонова. 2. «Шкалы дифференциальных эмоций». Методика К. Изарда. 3. «Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды». Методика В.В. Бойко 4. «Методика диагностики показателей и форм агрессии». Методика А. Басса и А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого 5. «Методика диагностики ″помех‶ в установлении эмоциональных контактов». Методика В.В. Бойко;
3) метод сравнительного системного анализа;
4) методы математико-статистической обработки (использование различных методов описательной статистики, разнообразных параметрических способов анализа данных и разных форм корреляционного анализа);
5) описательно-интерпретационный метод.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Аспекты эмоциональной и личностной сферы спортсменов оказывают влияние на их результативность и успешность. Таким образом, теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении эмоций и особенностей личности юных атлетов в контексте их разнообразной спортивной деятельности, а научно-эмпирическая новизна исследования ― в выявлении в современных условиях, на современной особенной социальной выборке тех психологических параметров, которые характерны именно для этой эмпирической базы на современном этапе. Более конкретные аспекты будут здесь названы после проведения библиографического исследования теорий и концепций эмоций иностранных и отечественных авторов, − как классиков в данной области, так и современных исследователей эмоционально-личностных особенностей спортсменов.
Практическая значимость исследования. Определение индивидуальной и групповой совокупности эмоциональных особенностей и зависимых психологических параметров личности юных атлетов разных видов спорта, а также выявление возможных взаимосвязей между данными параметрами практически полезно для различных специалистов, работающих в сфере спорта и стремящихся к улучшению показателей успешности деятельности спортсменов, а также для самих юных атлетов в плане повышения их результативности и эмоционально-личностной устойчивости в спорте.