Аннотация:Цель исследования: выявить, какой тип социального поведения выберет человек при восприятии зрительных иллюзий в условиях группового влияния.
Задачи исследования.
1. Теоретические задачи:
- провести анализ основных теорий восприятия зрительных иллюзий и выделить основные причины их возникновения;
- провести анализ основных концепций, касающихся эффектов группового влияния;
- на основе проведенного анализа разработать теоретическую модель восприятия зрительных иллюзий в условиях группового влияния.
2. Методические задачи:
- адаптировать стимульный материал к специфике эксперимента по изучению конформного поведения;
- разработать схему экспериментального исследования.
3. Эмпирические задачи:
- провести экспериментальное исследование с контрольной и экспериментальной группой;
- проверить предположение о наличии влияния группы на восприятие зрительных иллюзий;
- произвести анализ и интерпретацию полученных результатов.
Объекты исследования: конформное поведение как следствие группового влияния при восприятии зрительных иллюзий.
Предмет исследования: специфика конформного поведения при восприятии зрительных иллюзий.
Используемый в данной работе такой стимульный материал, как зрительные иллюзии, позволил нам выявить довольно значимый уровень конформности мнений испытуемых, участвующих в данном исследовании. Выяснилось, что испытуемые могут противостоять мнению группы в тех случаях, когда они осведомлены о ситуации, когда они имеют устойчивую, уверенную позицию в отношении того или иного вопроса, когда они уверены, что группа ошибается, полагаясь при этом на своё видение ситуации. Зачастую испытуемые занимают нейтральную позицию не только для того, чтобы выйти из состояния когнитивного диссонанса, но и для того, чтобы просто не противопоставлять себя группе, не идти против её мнения. Возможно, такого рода альтернативное мнение является своеобразной попыткой повлиять на мнение группы. Можно дальше предполагать, что группа предпримет, узнав иную точку зрению, при этом не расходящуюся с её точкой зрения, но это не входило в цели нашего исследования. Кроме этого, различные исследования группового давления могут помочь выработать те или иные способы противостояния ему, что в принципе уже нашло воплощение в психотерапевтической литературе [Покрасс, 2001].
Конечно, данный эксперимент может быть подвергнут критике, в первую очередь, за то, что группа «подставных» испытуемых не была референтной или значимой для «наивного» испытуемого. Однако, мы предполагали, что в нашем эксперименте будет действовать фактор принадлежности данной группе: известно, что человеку достаточно только пребывания в группе, чтобы почувствовать себя членом этой группы. Этот феномен особенно проявляется в ситуациях межгруппового взаимодействия, но, тем не менее, он может проявиться и в малой экспериментальной группе. Конечно, результаты, полученные в данном эксперименте, не могут быть распространены на более широкую популяцию, так как контрольная и экспериментальная выборки были не достаточно репрезентативны. Эти выборки были образованы в основном из студентов 1-го и 2-го курсов факультета прикладной математики и информатики и факультета психологии. К тому же в качестве «подставных» испытуемых были приглашены также студенты, правда, более старших курсов, то есть в качестве референтной выступала группа ровесников. Можно предположить, что при варьировании таких ключевых параметров референтной группы, как возраст (и «подставных» и «наивных» испытуемых), род занятий (не только студенты), социальный статус, занимаемая должность, общая эрудированность, культурные особенности, степень группового влияния может измениться. Проверить подобное предположение возможно только при проведении дополнительных исследований.