Аннотация:Произошедшие в пореформенный период масштабные изменения в экономике, обусловили сокращение большинства параметров загрязнения природного комплекса. Однако, экологические индикаторы снижаются менее интенсивно, чем производственные, что объясняется спецификой кризисного сокращения промышленного производства в России, заключающейся в том, что сильнее всего пострадали отрасли, наносящие наименьший окружающей среде, в то время как наименьший удар пришёлся на наиболее «грязные» сектора экономики. Складывавшиеся в 90-е годы обстоятельства максимально способствовали формированию наименее благоприятной, с точки зрения показателей экологичности, структуры промышленного производства. К тому же роль автотранспорта в суммарном загрязнении воздушного бассейна выросла с 30 до 43%, максимально увеличившись на 300% в ряде субъектов.
Эта тенденция подтверждается и на региональном уровне. В подавляющем большинстве регионов коэффициент корреляции между основными экономическими показателями и основными экологическими индикаторами превышает 0,8, причем максимальных значений (0,96) он достигает в депрессивных регионах (Ивановская обл. и др.) Поэтому, когда начался компенсационный подъем в промышленности после 1998 г., в большинстве регионов он обусловил и рост загрязнения. Исключения составляют либо мощные в промышленном отношении регионы, где локализованы крупные экспортноориентированные предприятий, способные самостоятельно осуществлять необходимые капвложения, либо напротив, небольшие по масштабам производства и загрязнения регионы, где колебания показателей могут объясняться чисто статистически.
Создание экологически эффективных технологий, как правило, требует больших финансовых затрат. Ранее на них выделялись средства из государственного бюджета. Однако новые экономические и правовые отношения изменили прежнюю систему финансирования. В настоящее время финансирование природохранных мероприятий осуществляется из трех источников: федеральный бюджет, внебюджетные фонды (экологический фонд) и собственные средства предприятий. В системе финансирования экологической деятельности из экофондов имеются существенные структурные недостатки, что прежде всего это связано с децентрализацией средств экофондов по трем уровням: в федеральном, региональном и местном в пропорции 10:30:60, что не обеспечивает накопления необходимых государственных инвестиционных ресурсов для решения главных задач - структурной перестройки и экологизации экономики. Основная часть собранных средств по-прежнему затрачивается на борьбу с последствиями и идет на очистку выбросов. В то же время, до настоящего времени, основная часть средств местных экофондов, которая по величине превышает сумму отчислений в федеральный и региональные экофонды, расходуется в отсутствие каких-либо экологических программ.