Аннотация:Данная дипломная работа посвящена проблеме поиска психофизиологических индикаторов дисфункционального (breathing pattern disorder, dysfunctional breathing) дыхания. Подобные нарушения часто могут возникать как следствие хронического психоэмоционального стресса и проявляться в виде гипервентиляционного синдрома, гипокапнии или психогенной отдышки (Вейн, Молдовану, 2003). Несмотря на важность процессов дыхания, в научных исследованиях эта тема редко становится предметом психологических или психофизиологических исследований. В настоящее время есть работы, посвященные физиологическим (Вейн, Молдовану 2003; Courtney et al, 2011; Braun et al, 1990) и психологическим (когнитивным и эмоциональным) (Crockett et al, 2014; Esser 2017; Gold et al, 2011) причинам дыхательных нарушений.
Дисфункциональное дыхание – это понятие, описывающее нарушения дыхательного паттерна, приводящие к отдышке и другим симптомам, может возникать как при отсутствии, так и наличии физиологических причин, таких как респираторные и/или сердечно-сосудистые заболевания. Существует несколько типов данного нарушения, однако синонимично «дисфункциональному дыханию» часто использую термин «гипервентиляционный синдром», в то время как на самом деле это один из типов нарушений дыхания. Гипервентиляционный синдром наиболее часто встречается у страдающих бронхиальной астмой и при тревожных расстройствах (Boulding et al, 2016), наличие соматической патологии для данного нарушения не обязательно.
Актуальность нашей работы обусловлена недостаточной изученностью данной темы в области психофизиологии, а также широкой распространенностью патологии дыхательного паттерна, по данным некоторых ученых она составляет от 6 до 10%, (Thomas, 2005).
Объектом исследования является нарушение дыхательного паттерна
Предмет исследования выступает поиск психофизиологических индикаторов нарушений дыхания
Цель дипломной работы – поиск и отбор психофизиологических показателей, позволяющих объективно дифференцировать нормальный и дисфункциональный типы дыхания при воздействии различных стрессоров.
Гипотеза исследования: паттерны психофизиологических индикаторов испытуемых группы с дисфункциональным дыханием и нормы достоверно различаются по ряду показателей при действии разных стрессоров. Эти различия коррелируют с данными психологического тестирования и могут быть использованы для объективной диагностики дыхательных нарушений.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ по теме дисфункционального дыхания и гипервентиляционого синдрома.
2. Выдвинуть гипотезу относительно психофизиологических показателей, отражающих нарушения дыхания
3. Разработать процедуру, позволяющую выявить индикаторы нарушений дыхательного паттерна
4. Провести психофизиологическое исследование для выявления физиологических особенностей дыхания в норме и при нарушениях, которые в дальнейшем могут использоваться для диагностики дисфункционального дыхания.
Научная новизна. Библиометрический анализ российской научной электронной библиотеки «eLibrary.ru», продемонстрировал, что за последние 10 лет было выпущено 206 публикаций по теме «Гипервентиляционный синдром» по теме «Психология», из них лишь 5 посвящены психофизиологической диагностике. Такие данные свидетельствуют о малой изученности и оcвещенности данной проблемы в отечественной психологии.