Аннотация:Ресурсная модель развития регионов Крайнего Севера остается предпочтительной на длительное время. Главным препятствием комплексному освоению территории, помимо неблагоприятных природных и социально-экономических условий и громадной удаленности от центров потребления сырья и точек экспорта, является транспортный фактор, который характеризуется как ненадежный, дорогой и тормозящий.
Оценка выделенных территориальных сочетаний минеральных ресурсов по их значимости позволяет рассматривать их как узлы будущих транспортных коридоров, совместно с которыми они создадут экономический каркас территории, обеспечивающий высокую пространственную эффективность освоения в целом.
На примере Республики Саха (Якутия) решена задача нахождения оптимального транспортного узлового центра и оценено его территориальное расположение по отношению к выделенным районам приоритетного освоения.