Аннотация:Работа посвящена исследованию критического наследия В.П. Буренина как критика А. П. Чехова.
Для того, чтобы получить объективную информацию о высказываниях Буренина о Чехове, нужно вписать их в более широкий контекст его творчества в целом. Т. е. понять, о ком еще и как писал Буренин, о его репутации в обществе как критика, об отношении к нему других представителей писательской среды, даже о том, каким человеком он был. Без всего этого нельзя говорить об объективности исследования критических высказываний о писателе.
В качестве материала исследования была выбрана газета «Новое время», издававшаяся в Петербурге ежедневно. В ней Буренин сотрудничал с 1876 по 1917 год. Этот промежуток полностью вбирает в свои границы время литературной деятельности Антона Чехова и поэтому представляет особый интерес для нас. Деятельность Буренина в газете была достаточно разнообразной: в качестве критика он вел отдел фельетона по пятницам (за подписью «В. Буренин»), под своим именем он помещал также различные переводы пьес иностранных авторов, иногда театральные рецензии или некрологи. Под маской-псевдонимом «Граф Алексис Жасминов» Буренин мог публиковать пародии на произведения современных ему авторов (чаще всего это был злободневный отклик на только что появившееся произведение) либо тексты, высмеивающие современников. Хотя их имена не назывались, любой без труда мог догадаться о ком шла речь. Для исследования был выбран период выхода газеты с 1887 (год, которым датировано первое письменное высказывание Буренина о Чехове) по 1904 (год смерти Чехова). В процессе библиографической работы, кроме указанных в антологии Стивена Ле Флемминга десяти критических очерков Буренина, посвященных творчеству Чехова и пародии на «Трех сестер» были найдены еще две статьи с эпизодами, посвященными Чехову (1894. - № 6773. - 6 января. и 1902. - № 9280. - 4 января.), а также (до сих пор не упоминавшаяся в литературе о Чехове) пародия на «Вишневый сад» («Вишневое варенье на патоке». Белая драма с настроением. Действия ни одного. Эраст Грустилин, 1904. - № 10114. - 30 апреля., под подписью «Граф Алексис Жасминов»). Так же в процессе работы над материалом возник вопрос о принадлежности Буренину еще трех псевдонимов, не зафиксированных в «Словаре псевдонимов русских писателей» И. Ф. Масанова . В целом библиография состоит чуть менее, чем из 600 пунктов. В рамках данной работы удалось более подробно проанализировать лишь высказывания Б. об А. П. Чехове (им посвящена третья глава работы). В целом можно сказать, что библиография работ экстраординарного и весьма талантливого критика В.П.Буренина (даже и в таких узких границах) дает весьма любопытную картину не только его жизни, но и хитрых сплетений в пределах того, что мы обычно называем литературным процессом. Даже на материале этого ограниченного промежутка времени можно проследить, как изменялся литературный процесс, какие события общественной жизни волновали современников Чехова, какие имена были для них значимы, как читатели реагировали на только что вышедшие произведения авторов, как они воспринимали жизнь, что их удивляло, волновало, возмущало и радовало, т. е. обрисовать масштабную картину эпохи, ее язык и специфику. Дальнейшая работа подобного плана при расширении контекста и источников, может открывать новые пути для исследования чеховской эпохи и места А. П. Чехова в ней. Следующим пунктом может стать исследование критико-публицистической деятельности В. П. Буренина на всем протяжении его работы в «Новом времени», затем во всех других изданиях. Собрав же подобную информацию и про других критиков Чехова, мы получим масштабную картину эпохи с множеством ответвлений и путей для исследования. Уже сейчас то, что и как говорит Буренин о месте Чехова в литературной иерархии данного промежутка, на фоне высказываний других критиков предоставляет исключительные возможности для понимания. Но как же составить эту иерархию? В первую очередь – через описание множества библиографий, за которыми открывается возможность изучения жизни автора, а значит и жизни Чехова, литературная репутация которого во многом предопределена суммой высказываний о нем различных критиков.
Кроме своих критических работ Буренин может интересовать нас и как человек. Одиозная неординарная личность, творец чужих репутаций, борец за чистоту в искусстве, талантливый пародист, кроме того, Б. интересен и как человек, чьи происхождение и судьба перекликаются с чеховскими. Поэтому особенно интересны обвинения Б. в адрес Ч. по поводу его низкого уровня образованности, знания жизни (которые проистекали из того, что современные писатели, будучи родом из городской мещанской среды, все время жили в городе, мало знали деревню и мало общались с народом), незнания иностранных языков и литератур. Оба внуки крепостных, сами заслужившие себя имя, и критик, и писатель были представителями нового нарождающегося типа русских людей, и потому особенно интересно наблюдать за оценками Б., наверняка хорошо понимавшего Ч. и находящегося в контексте его творчества изнутри.