Аннотация:В этой итоговой аттестационной работе (ИАР) излагаются результаты, полученные при проведении уроков математики в школе.
Исследование осуществлялась в школе, занимающей четыреста пятьдесят пятое место в рейтинге государственных московских школ (из семисот четырех). Работа проводилась в шестом, седьмом и восьмом классах.
Краткая характеристика изучаемых классов:
1) Шестой класс. В классе двадцать восемь человек. Класс – очень дружный, но по уровню успеваемости и дисциплине – худший на параллели. Большинство ребят из неполных и неблагополучных семей. В начальной школе классный руководитель менялся каждый год. В пятом классе математику вел учитель, который не смог наладить дисциплину, в связи с чем уроки фактически не проходили;
2) Седьмой класс. В классе двадцать пять человек. Параллель седьмых классов считается самой слабой параллелью в школе. Изучаемый класс был собран из неуспевающих учеников двух шестых классов, потому считается самым слабым и недисциплинированным на параллели. В классе царит недружелюбная атмосфера: мальчики и девочки относятся друг к другу с пренебрежением, многие ученики друг друга недолюбливают. Большинство ребят из неполных и неблагополучных семей. В классе два человека имеют справку об ограниченных возможностях здоровья. За последние два года в классе поменялось три учителя математики;
3) Восьмой класс. В классе шестнадцать человек. Класс по уровню успеваемости считается самым слабым на параллели, при этом с дисциплиной проблем нет. Проблем коммуникации друг с другом у учеников не наблюдается. За последние три года в классе поменялось два учителя математики.
С самого начала работы в данных классах были выявлены серьезные проблемы, которые требовали исследования и решения.
1 Постановка задач
С самого начала занятия проводились по программе. Первая неделя отводилась на повторение материала и написание входной контрольной работы для оценки остаточных знаний учеников за предыдущий класс после летних каникул.
По результатам данной контрольной у подавляющего большинства учеников шестого и седьмого классов было выявлено полное отсутствие знаний за предыдущий класс:
– в шестом классе было три тройки с минусом, оставшиеся двадцать пять человек получили два (десять человек не смогло решить ни одного задания из десяти).
– в седьмом классе было две пятерки, одна четверка, одна тройка и девятнадцать двоек (двенадцать человек не смогло решить ни одного задания из десяти).
В восьмом классе после небольшого теста по основам геометрии было выявлено отсутствие знаний по курсу за предыдущий год у всех учеников.
После написания входной контрольной работы и теста по геометрии стало очевидно, что необходимо переделать контрольно-тематическое планирование, внеся в него темы предыдущих лет, т.к. продолжение работы по программе было контрпродуктивно.
Проблема, выявленная на второй неделе обучения – крайне низкая мотивация у большинства учеников шестого и седьмого классов, которая выражалась в нежелании выполнять домашние задания, записывать классную работу и принимать участие в уроке.
По результатам первых самостоятельных работ стало видно, что ученики шестого и седьмого классов имеют серьезные проблемы с арифметическими вычислениями, а ученики восьмого класса не умеют решать линейные уравнения, которые проходятся в шестом классе.
Когда в шестом классе началась тема «умножение десятичных дробей», выяснилось, что половина учеников шестого класса не знает таблицу умножения, а значит причина проблем лежит не в пятом классе, а в начальной школе.
Обнаружив данный дефект в шестом классе, было принято решение протестировать седьмой класс, где этот дефект не был так заметен, но оказалось, что треть учеников седьмого класса также не владеет таблицей умножения.
После первого месяца работы была выявлена следующая проблема: при небольшом изменении задания или его формулировки, большинство учеников (примерно девяносто процентов) не может его выполнить, а выучивание формул и определений сводится к бездумному заучиванию, но не пониманию.
По окончании первого месяца работы была проведена первая контрольная работа, которая показала, что даже ученики, которые могли выполнить задания из контрольной после прохождения соответствующих тем, не могут их выполнить на контрольной, т.к. забывают пройденный материал.
Таким образом были обнаружены следующие дефекты:
– отсутствие знание таблицы умножения половиной учеников шестого и седьмого классов;
– отсутствие навыков устного счета учениками шестого и седьмого классов;
– нежелание выполнять домашней работы учениками шестого и седьмого классов;
– отсутствие знаний за пятый класс учениками шестого класса;
– отсутствие умения решать линейные уравнения учениками восьмого класса;
– отсутствие элементарных знаний по геометрии учениками восьмого класса;
– отсутствие запоминания материала, пройденного более недели назад, учениками всех исследуемых классов;
– отсутствие мотивации у учеников шестого и седьмого классов;
– отсутствие дальнейшего развития мышления у учеников всех исследуемых классов.
В связи с обнаружением данных проблем были поставлены следующие педагогические задачи:
– исследовать причины появления данных дефектов: причины, связанные с нарушением развития или педагогическая запущенность;
– разработать и реализовать методику исправления этих дефектов.