Аннотация:Данная работа представляет собой исследование влияния фактора социальной установки и социальной дистанции на выраженность эффекта взгляда-подсказки в виртуальной среде.
В ходе исследования был осуществлен теоретический анализ исследований установки и ее влияния на деятельность человека и межличностное взаимодействие. Также была изучена научная литература по проблеме зрительного внимания и эффекта взгляда-подсказки, а также факторов, которые могут оказывать влияние на этот эффект. Также была изучена литература об исследованиях в виртуальной 3D среде, в области социальных взаимодействий и по проблеме исследования социальной дистанции при взаимодействии человека с виртуальным персонажем.
С целью проведения эмпирического исследования была создана виртуальная среда, в которой варьировалась дистанция между испытуемым и аватаром с целью изучения влияния фактора расстояния на эффект взгляда-подсказки.
По результатам исследования был выявлен эффект подсказки при обнаружении стимула в виртуальной среде для всех условий: в условии верной подсказки время реакции уменьшалось в сравнении с ее отсутствием, а в условии неверной подсказки – увеличивалось.
Было получено значимое взаимодействие фактора установки и типа подсказки. Гипотеза о большем эффекте взгляда-подсказки при помогающей установке по сравнению с оценивающей была подтверждена - при помогающей установке в случае неверной подсказки время реакции значимо повышалось относительно оценивающей установки, а при верной и нейтральной, наоборот, снижалось.
Полученные данные показали значимые различия по фактору расстояния и значимое взаимодействие фактора расстояния и типа подсказки. Однако, гипотеза о большем ЭВ-П при более комфортном расстоянии в 1,5 м была опровергнута – при неверной подсказке на дистанции 1 м до аватара-подсказки относительно дистанции 1,5 м время реакции значимо повышалось, и верной и нейтральной, наоборот, снижалось. Тема влияния социальной дистанции при межличностном взаимодействии в виртуальной среде требует более глубокого исследования.