Аннотация:Эзопов тест применяют для оценки способности детей и животных получить приманку, плавающую на поверхности воды в узком цилиндре вне пределов досягаемости, что позволяет оценить степень понимания причинно-следственных связей. Метаанализ данных, полученных на врановых птицах, свидетельствует о том, что они в большинстве случаев решали эту задачу не спонтанно, а скорее быстро обучались её решению в ходе повторных предъявлений теста (Hennefield et al. 2018). Для того чтобы точнее оценить вклад обучения и мышления в решение этой задачи серыми воронами, мы его модифицировали – предъявляли пять цилиндров с приманкой (два цилиндра, заполненные водой и песком на 2/3; два, заполненные водой и песком на 1/3 и один пустой), а рядом с ними размещали два типа объектов - камни и кусочки пробки. Благодаря такой модификации мы снизили вероятность первого случайного правильного выбора и влияние обучения методом проб и ошибок. Все десять ворон (шесть молодых и четыре взрослых) с тестом не справились - не помещали никакие объекты в цилиндры. Четыре молодые вороны не справились и с более простым вариантом теста, когда им предъявляли один цилиндр с водой и приманкой на ее поверхности. Далее, молодые птицы были обучены помещать камни в цилиндр с водой для получения приманки. Повторное проведение теста с пятью цилиндрами показало, что это обучение не привело к пониманию структуры задачи и физических свойств ее компонентов.