Аннотация:Актуальность темы. Психология родительства на сегодняшний день представляет собой активно развивающуюся область психологического знания. В современных работах все чаще поднимаются вопросы о природе, содержании и условиях становления феномена родительства.
Вхождение в родительство начинается с важного события в жизни человека – рождения ребенка. В настоящий момент среди психологов нет единого понимания феномена родительства. Родительство рассматривают как социальную роль, как когнитивно-поведенческое образование, как набор представлений и установок, как особый вид деятельности и т.д.
В данной работе мы будем придерживаться точки зрения, что родительство представляет собой особую деятельность, которая имеет культурно-историческую природу и органические предпосылки (Карабанова, 2001). Родительство выступает в качестве особой деятельности по обеспечению максимально гармоничного физиологического и психологического развития ребёнка.
Особую значимость в контексте родительской деятельности приобретает готовность человека к родительству, поскольку освоение любой деятельности может происходить только в процессе ее осуществления, однако осуществлять родительскую деятельность люди будут уже после рождения собственного ребёнка, т.е. полноценно освоить её до рождения ребёнка в какой-то мере не представляется возможным. Именно поэтому вопрос готовности человека к родительству является особенно значимым.
Люди становятся родителями в разном возрасте. Каждому возрасту присущи свои ценностные ориентации. Данные ценностные ориентации во многом определяют психологическую готовность человека к родительству, его личностные смыслы, самоактуализацию в роли родителя и отношение к ребёнку как к самоценности. В целом, можно говорить о наличии возрастной специфики освоения родительской роли. При этом человек характеризуется наличием трёх возрастов – биологического, хронологического и психологического. Биологический возраст представляет собой интегральный показатель оценки здоровья, характеризующий «жизненный ресурс» человека, его адаптивность, т.е. уровень врождённых и приобретенных возможностей, которые обеспечивают его готовность к адаптации. Календарный возраст (хронологический) представляет собой количество прожитых лет с момента рождения. Психологический возраст личности представляет собой отношение социальных ситуаций развития и новообразований личности.
Мы предполагаем, что успешность освоения родительской роли связана именно с психологическим возрастом личности.
Цель исследования – изучить возрастную специфику освоения родительской роли.
Основная гипотеза исследования: возрастная специфика освоения родительской роли отражается степени успешности реализации родительской деятельности, степени удовлетворенности родительством.
Объект исследования – освоение родительской роли.
Предмет исследования – возрастная специфика освоения родительской роли.