Аннотация:Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) Н. А. Ураковой посвящена использованию современной образовательной среды при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе. Работа актуальна, так как основные направления исследования соотносятся с современными нравственными тенденциями в образовании, актуализацией изучения творчества Достоевского в год юбилея, цифровизацией образовательной среды.
Структура работы продумана. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении четко сформулирована актуальность исследования; обозначены цели и задачи, структура магистерской диссертации, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе проанализированы учебные планы, программы и учебники, датированные 1905−2004 гг., установлена и описана история бытования романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в составе школьной программы; актуализированы методики изучения романа XX века с точки зрения применяемых приёмов и рекомендуемых вариантов заданий при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», выявлены общие тенденции в изучении романа; представлен анализ учебников, рекомендуемых федеральным перечнем на 2020−2021 учебный год, определены приёмы и инструменты, предлагаемые современными методистами при изучении романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
Во второй главе рассмотрено традиционное понимание «образовательной среды» и эволюция номинативной и содержательной составляющих термина с учётом новейших образовательных тенденций; проанализированы современные образовательные модели изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: видеолекция и урок в Московской электронной школе как актуальные способы изучения художественного произведения; дан анализ констатирующего эксперимента по выявлению особенностей понимания учащимися 11 класса современной образовательной среды и восприятию электронных образовательных ресурсов при изучении романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; представлен формирующий (разработанная модель урока с использованием современной образовательной среды по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в 10 классе) и контрольный эксперименты.
В заключении Н. А. Уракова подводит итоги исследования и отмечает те выводы, которые были ей важны. В приложении даны дополнительные материалы по теме исследования.