Аннотация:Несмотря на то, что центральной фигурой в младшем школьном возрасте становится учитель, родитель и взаимодействия с ним продолжают играть важную роль в жизни ребенка. При этом с началом школьной жизни детско-родительские отношения наполняются новым содержанием, включающим как совместное выполнение домашних школьных заданий, так и воспитание организованности ребенка. Однако роль и значение родительского участия в освоении ребенком учебной деятельности остаются до конца не изученными. В нашей работе мы хотим исследовать родительское сопровождение первоклассника, полагая, что оно играет важную роль в успешной адаптации ребенка к школьной жизни. Под родительским сопровождением мы понимаем участие родителя в освоении ребенком учебной деятельности, создание условий для успешной адаптации к новой социальной ситуации развития. При этом помощь ребенку может носить разнообразный характер: это и организация учебной деятельности, и помощь в выполнении домашних заданий, и эмоциональная поддержка, и включенность родителя в жизнь ребенка, и организация и контроль времени для занятий и для отдыха. Но какая мера и форма участия взрослого позволит справится с освоением новой социальной ситуации и будет способствовать обеспечению успешности в обучении и адаптации ребенка? До сих пор поиску ответов на эти вопросы в психологии уделяется недостаточно внимания.
Актуальность исследования. В рамках предполагаемого исследования планируется изучение стилей родительского сопровождения учебной деятельности первоклассников и их влияние на успешность формирования учебной деятельности, и на успешную адаптацию к школе.
Необходимость психолого-педагогического сопровождения и его формы обсуждаются в психологии (Битянова М.Н., Соколова Е.А., Казакова Е.И., Азарова Т.В., Е.И. Афанасьева, К.В. Адушкина и др.). И все же несмотря на существующие исследования в этой области, количество детей с проблемами успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий по-прежнему остается достаточно большим. Это ставит новые задачи для исследования видов помощи при вхождении в школьную жизнь. Обращение к возможностям родительского сопровождения создает новый потенциал психологической помощи ребенку.
Несмотря на то, что центральной фигурой в младшем школьном возрасте становится учитель, родитель и взаимодействия с ним продолжают играть важную роль. Значение родительского участия в период адаптации детей к школе подчеркивается в современных работах. Детско-родительские отношения являются важной подсистемой семьи и рассматриваются как отношения не просто длительные, но непрерывные и опосредованные возрастными особенностями как самого ребенка ребенка, так и родителя (цитировано по Адушкина К.В., 2015). Однако в чем именно должна заключаться роль родителей и их участие в процессе сопровождения ребенка в первый год обучения в школе остаются неизученными.
Объект исследования. Объектом исследования предстает содержание родительского сопровождения.
Предмет исследования – связь успешной адаптации первоклассника к школе с характером родительского сопровождения.
Цель исследования. Выявление связи стиля родительского сопровождения с школьной адаптацией младшего школьника.