Аннотация:Работа посвящена особенностям применения на практике 280-ого федерального закона, получившего в СМИ название закон о "лесной амнистии". Полное название ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Закон получил неоднозначную оценку, как в среде политиков, правоведов и в обществе по причине, что многие посчитали его, направленным на передел земель лесного фонда и о передаче их в частные руки. В работе автор дает определение «лесной амнистии» как административной процедуры, при которой границы земель лесного фонда «сдвигаются» вглубь леса из-за того, что земельным участкам, в действительности расположенным на землях лесного фонда и соответствующим определенным критериям, присваивается категория земель, отличная от земель лесного фонда, без прохождения земельным участком процедуры перевода земель из одной категории в другую.
Закон о "лесной амнистии" делит проблемные земельные участки на две большие группы: те участки, на которые имеются права и те участки, на которые права отсутствуют.
В первую группу входят земельные участки, предоставленных и сформированные до 8 августа 2008 года и земельные участки, предоставленные до 1 января 2016 года. Вторую группу составляют земельные участки с постройками, права на которые зарегистрированы до 1 января 2016 года. При этом, все участки, подпадающие по действие закона о «лесной амнистии» имеют пересечения с землями гослесфонда.
Каждой группе земельных участков, подпадающих под действие закона о «лесной амнистии» соответствуют определенные критерии, которые подробно рассмотрены в главе второй работы.
Третья глава посвящена актам министерств и ведомств, направленных на разъяснения закона, а также актам судебной практики.
В ходе рассмотрения проблемных вопросов делается вывод, что правоприменительная практика немногочисленна, неоднозначна и нуждается в доработке. Имеется определенное торможение в реализации положений закона со стороны органов местного самоуправления, Управлений Росреестров по субъектам Федерации, и со стороны самих органов исполнительной власти в области лесных отношений. Данные проволочки в применении процедуры "лесной амнистии" на практике приводят к многочисленным обращениям граждан и юридических лицам в суды за защитой своих прав. Судебная практика по данным вопросам только находится в стадии формирования. Отсутствуют Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по применению закона о «лесной амнистии». Отсутствует позиция Конституционного Суда Российской Федерации по проблемным вопросам, связанным с применением на практике Федерального закона 280-ФЗ.
Особую сложность в судебной практике сегодня вызывает случай с приобретением прав на так называемые "застроенные" лесные участки. Зачастую эту процедуру не понимают не только граждане и юридические лица, но и государственные органы, призванные его исполнять.