«Язык подобий» как когнитивная и эстетическая составляющая художественного текста (на материале рассказа М. Шишкина «Урок каллиграфии»)дипломная работа (Бакалавр)
Аннотация:Дипломная работа А.А. Слоновой посвящена актуальной проблеме изучения компаративных тропов - а) эстетически значимой составляющей художественного текста (ХТ) и б)ядра языка подобий. Работа делится на две части. В теоретической содержится достаточно полный материал по метафоре и сравнению, представляющий собой результат осмысления основных трудов лингвистов по теме работы; важный аспект этой части - терминологическое разграничение основных понятий, связанных с процессами, происходящими в ментальной сфере человека, познающего мир через сопоставление предметов («подобие», «сравнение», «сходство», «сопоставление», «проекция»), и адекватных им средств языка подобий на основе изучения специфики их функционирование в разных сферах культуры (философии, математике, повседневности) и в текстах разных жанров. В теоретической части работы эффективность применения к анализу смысловой структуры ХТ таких лингвистических инструментов, как понятия «текстовая парадигма» и проективный смысл», обосновывается, а в практической - демонстрируется. Результаты анализа избранных ХТ, основанные на лингвистическом осмыслении личного читательского опыта, представлены в формализованном виде – текстовыми парадигмами. К важным направлением этой части работы относится раскрытие взаимосвязи идиостиля и языка подобий: три избранных текста по-разному отражают степень присутствия говорящего-писателя: от минимального (Шишкин) до полного (Соколов). Отдельному рассмотрению подверглись такие грамматические показатели сравнения, как союзы (как, будто, как будто, словно).