Аннотация:Работа А.В. Бусленко связана с ее практической деятельностью репетитора по русскому языку и посвящена проблеме организации занятий в дистанционном формате. Хорошо известно, что переход в дистанционный формат создает существенные сложности в обучении школьников, особенно тех, у кого не сформирована хотя бы какая-то система внутренней учебной мотивации. Поэтому проблема, по большому счету, является общей, а не связана именно с репетиторством; ситуация же репетитора требует от него относиться к этой проблеме с гораздо большей ответственностью, чем школьного учителя.
Специфика подготовки к ЕГЭ по русскому языку отличается здесь в основном тем, что проблема существенно усугубляется. Причиной этого является традиционно «догматическое» отношение к правилам орфографии и пунктуации: правила нужно сначала заучить, а потом применить (я помню, как и нас еще «дрессировали» в запоминании и «применении» орфограмм: нужно было не просто написать грамотно, но и при этом сказать, что это – «в соответствии с орфограммой номер 248»). И если такой методический подход раньше, 30-40 лет назад еще мог дать какие-то плоды за счет «насилия над личностью», то в современных условиях огромных информационных потоков этот подход оказывается просто безнадежным: в голове у человека все, что не «привязано» к его собственной деятельности, не является постоянно актуально востребованным, исчезает практически мгновенно. Поэтому учащиеся забывают грамматические правила раньше, чем дело доходит до их применения.
Очерченная проблема и побудила автора заняться вопросом о том, как ее преодолеть. Для этого А.В. Бусленко проработала целый ряд источников, в которых обсуждаются факторы, влияющие на результативность обучения, сформулировала ряд рабочих гипотез, разработала методические приемы и техники для реализации соответствующих идей и фактически подтвердила то, что все предполагаемые факторы действительно оказывают ощутимый и фиксируемый в конечных результатах (ЕГЭ по русскому языку) эффект. Таким образом, автору удалось за счет использования специально подобранных методических средств существенно повысить результативность своей репетиторской работы, что является, на мой взгляд, весьма полезным и ценным опытом.