Аннотация:Автор для своей итоговой аттестационной работы выбрал проблему, с которой сталкивается в своей собственной практике (он работает учителем в школе), и которая на самом деле проявляется повсеместно – это проблема, связанная с трудностями школьников, возникающих при решении разных задач (по математике, физике и другим дисциплинам). И взялся решать эту проблему, использовав для этого целый ряд научных и практических разработок, посвященных этому вопросу.
Следует отметить глубину проработки проблемы: А.В. Хворостин всерьез освоил и идеологию метапредметного подхода (метапредметы «Знак» и «Задача», связанные со схематизацией и структурированием материала как задачи), и «залез» в очень нетривиальную по содержанию монографию Г.П. Щедровицкого «Мышление. Понимание. Рефлексия», и отчасти в герменевтическую проблематику, связанную с пониманием текста.
В результате он практически самостоятельно, во-первых, выдвинул ряд гипотез по поводу того, что может существенно влиять на проблему; во-вторых, проверил их на практике, разработав для этого соответствующие диагностические средства в виде специальных задач; в-третьих, разработал методику исправления обнаруженных недостатков, и, в-четвертых, убедился, что освоенные навыки его ученики применяют и на другом предметном материале, то есть эти навыки сформированы уже как интеллектуальные функции, которые ребенок может применять не к конкретным типам задач, а в произвольной ситуации.