Аннотация:СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ФАКТОРОВ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия
1.2 Виды (классификация) конкурентных преимуществ и факторы их определяющие
1.3 Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Понятие и цели конкурентной стратегии предприятия
2.2 Виды конкурентных стратегий предприятий 39
2.3 Особенности стратегии диверсификации бизнеса
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ БИЗНЕСА отеля «Best Western Севастополь » ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
3.1 Краткая характеристика организации производственной деятельности в отеле «Best Western Севастополь»
3.2 Анализ конкурентоспособности отеля «Best Western Севастополь»
3.3 Разработка проекта по диверсификации деятельности отеля «Best Western Севастополь»
Объективный процесс формирования рыночной среды выдвигает на первый план проблему обеспечения эффективного функционирования предприятия и его быстрой адаптации к новым условиям.
Проблема конкурентоспособности отечественных и иностранных отельных брендов на рынке гостиничных услуг стоит достаточно остро, поскольку гостиничные предприятия под отечественными брендами не являются конкурентоспособными по многим показателям. Как отмечается экспертами данного рынка, качество гостиничных услуг зачастую остается очень низким, а цена на услуги сопоставима с ценой в отеле под известным иностранным брендом. Логично, что туристы предпочитают останавливаться в отелях с более выгодным для них соотношением «цена-качество услуг».
Повышение конкурентоспособности украинских гостиничных брендов обуславливает необходимость поиска механизмов формирования их конкурентных преимуществ.
Сложившаяся конъюнктура на рынке гостиничных услуг Украины не в пользу отечественных гостиничных брендов, необходимость создания конкурентных преимуществ для повышения уровня их конкурентоспособности, стремление Правительства Украины в развитии данного рынка обуславливают актуальность темы данной дипломной работы.
В условиях глобализации экономических процессов на фоне возросшего динамизма рыночной среды основой успешного функционирования гостиничного предприятия становится выбор стратегии инвестиционного развития.
Нет сомнений в том, что актуальность данной работы состоит и в том, что для формирования конкурентных преимуществ гостиничного предприятия необходимо применить стратегию диверсификации, т.е. выбрать и развить новые направления бизнеса. Интерес к диверсификации для гостиничного предприятия связан с возможностью получения синергетического эффекта, с помощью которого компания будет обладать более высокой конкурентоспособностью, может завоевать большую долю рынка, привлечь к себе инвесторов.
Вопросам формирования конкурентных преимуществ отечественных и зарубежных гостиничных брендов сегодня посвящено множество различной литературы. Проведенные автором исследования показали, что в большинстве работ отечественных, зарубежных ученых и специалистов механизм создания конкурентных преимуществ рассмотрен или недостаточно полно или не учитывается специфичность отечественного рынка гостиничных услуг. Сегодня именно вопросы методики формирования конкурентных преимуществ являются наиболее актуальными для большинства отечественных предприятий рынка гостеприимства.
Основные методологические подходы к исследованию, теоретическая база стратегии диверсификации производства и капитала разработаны в классических трудах Д. Горта, Е. Есинары, Дж. Ст. Милля, К. Маркса, К. Менгера, А. Маршалла, А. Пигу, Дж. Кейнса, М. Портера, А. Смита, А.Дж. Стрикленда, А.А Томпсона и др. Их концепции определили направления дальнейших исследований проблем диверсификации.
Теоретические проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследуются в трудах таких зарубежных исследователей: Ж. Ламбена, М.Портера, Ф.Котлера, Р.Фатхундинова, Г.В.Савицкой и т.д. Различные аспекты обеспечения конкурентоспособности объектов является предметом исследования таких отечественных авторов, таких как: Л.В.Балабанова, С.С. Гаркавенко, Соболева Ю.В., Позднякова Л.А. и других. Однако, необходимо отметить, что в литературе выделены лишь отдельные аспекты проблемы оценки конкурентоспособности предприятия, то есть отсутствует комплексный подход к определению и обоснованию конкурентных стратегий предприятия, которые бы основывались на структуризации оценки конкурентоспособности предприятия и идентификации системы факторов конкурентоспособности, кроме того не уделено должного сниманию такой эффективной конкурентной стратегии как стратегия диверсификации бизнеса.
Понятие стратегии диверсификации, ее основные виды и способы реализации, а также эффективность диверсификационных программ стали предметом изучения диссертационных и монографических исследований Ю.Б. Вершинина, Г.Я. Гольдштейна, Г.И. Немченко, С.А. Мительмана, Н.Б. Рудык, Е.В. Семенковой, А.И. Сеселкина. Значительный вклад в разработку теоретико-методических подходов к оценке эффективности стратегии диверсификации внесли Л.Я Аврашков, Ю.П. Анискин, О.Н. Беленов, В.А. Беляев, В. Беренс, Г. Бирман, Е. Бронштейн, П. Виленский, И. Волков, Л. Гитман, Н.Б. Кондраков, Э.Н. Кузьбожев, В.Н. Лившиц, М. Миллер, Ф. Модильяни, В.Г. Садков, Дж. Фридман и др.
Вместе с тем, многие аспекты проблемы диверсификационной деятельности и ее инвестиционного обеспечения применительно к гостиничной индустрии в теоретическом и методическом плане не нашли достаточного освещения.
Целью написания дипломной работы является разработка проекта по повышению конкурентоспособности предприятия на основе диверсификации бизнеса на примере отеля «Best Western Севастополь».
Основными задачами работы являются:
- исследование современного состояния экономической теории конкуренции;
- формирование и обоснование теоретико-методологических принципов оценки конкурентоспособности продукции предприятия;
- выявление методов оценки конкурентоспособности продукции предприятия;
- характеристика особенностей стратегического управления конкурентоспособностью предприятия на основе диверсификации;
- оценка конкурентоспособности деятельности отеля «Best Western Севастополь»;
- разработка проекта повышению конкурентоспособности предприятия на основе диверсификации бизнеса для отеля «Best Western Севастополь».
Объектом дипломной работы является хозяйственная деятельность отеля «Best Western Севастополь».
Предметом работы является конкурентоспособность предприятия, ее факторы и различные методы ее оценки.
Методологической основой дипломной работы, поставленных в ней проблем явились новейшие отечественные и зарубежные научные работы в области теории и практики стратегического развития деятельности предприятий гостиничного комплекса, законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность гостиничных предприятий в современных условиях.
В процессе данного исследования использовались такие общенаучные методы, как системный подход, методы сравнительного анализа, экспертных оценок, логического моделирования, экономико-математические.
Научная новизна результатов исследования дипломного проекта, выполненного автором, заключается в следующем:
- теоретически разработаны методологические основы формирования стратегии диверсификации предприятий гостиничного комплекса и выявлены особенности взаимодействия элементов системы поддерживающей внутриотраслевой диверсификации;
- научно обоснованы направления рационализации функционирования предприятий гостиничного комплекса на основе проведенного сравнительного анализа деятельности гостиничных предприятий Севастополя;
- на основе экономического анализа влияния внешних и внутренних факторов на деятельность исследуемого отеля раскрыты сущностные представления, определены принципы создания и рационального функционирования системы стратегического развития деятельности предприятий гостиничного бизнеса;
Практическая и научная значимость дипломной работы заключается в том, что предложенные рекомендации и разработанные теоретические и методические положения имеют практическую направленность в области создания и текущей реализации процессов стратегического развития деятельности конкретного предприятия гостиничного комплекса.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Аналитический и теоретический материал иллюстрируется 13 рисунками и схемами, 18 таблицами и 6 формулами.
В первом разделе дипломной работы исследовано соотношение понятий «конкуренция», «конкурентоспособность продукции», «конкурентный потенциал» и «конкурентоспособность предприятия». В данном разделе также определены факторы конкурентоспособности предприятия и основные признаки их классификации, сформирована система основных факторов конкурентоспособности предприятий. Кроме того, в разделе обобщены теоретические основы и практический опыт для совершенствования методов оценки конкурентоспособности предприятий, исследованы существующие подходы к оценке конкурентоспособности предприятия и определены основные этапы для реализации ее оценки и резервы ее повышения.
Во втором разделе раскрыто понятие и виды конкурентных стратегий предприятия, особенности стратегии диверсификации гостиничного бизнеса.
В третьем разделе приведена характеристика исследуемого предприятия, проанализирована внешняя и внутренняя среда, дана оценка конкурентоспособности «Best Western Севастополь», разработан проект по повышению конкурентоспособности предприятия на основе диверсификации бизнеса.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, гостиничное предприятие, стратегия диверсификации, синергетический эффект.