Аннотация:АННОТАЦИЯ
к выпускной квалификационной работе
студентки 405 группы Топилиной Лады Александровны
на тему: «Религиоведческая концепция К. Кьюсак»
Выпускная квалификационная работа посвящена развитию концепции «изобретенных религий» австралийского религиоведа К. Кьюсак в свете ее конструктивной критики.
Актуальность
Концепция «изобретенных религий» К. Кьюсак предлагает стратегию описания религиозно-социальных феноменов в контексте изучения «новых религиозных движений», некоторые из которых, например, пастафарианство или «Церковь Летающего Макаронного Монстра», уже появились в России. Идеи профессора Сиднейского университета нашли живой отклик в зарубежном религиоведении. ВКР призвана не только изложить саму концепцию К. Кьюсак и анализ мнений ее оппонентов и пропонентов, но также проследить, изменилась ли риторика австралийского религиоведа по отношению к «изобретенным религиям» уже после оценки ее исследования преимущественно в зарубежном англоязычном религиоведении.
Для отечественного религиоведения, на наш взгляд, этот дискурс представляет особый интерес, так как анализ развития концепции «изобретенных религий» мог бы способствовать углублению знаний в таких областях религиоведения как изучение современных форм проявления религиозности (в самом широком смысле этого слова) и религиозной ситуации в России и мире.
Объектом нашего исследования является научное творчество К. Кьюсак с момента публикации программной монографии «Invented religions: Imagination, Fiction and Faith» (2010 г.) и до настоящего времени, в т.ч. концепция «изобретенных религий» и ее рецепция в современном зарубежном религиоведении, а предметом – развитие концепции «изобретенных религий» К. Кьюсак в свете ее конструктивной критики.
Цель нашего исследования – проанализировать развитие концепции «изобретенных религий» К. Кьюсак с момента изложения в работе «Invented religions: Imagination, Fiction and Faith» (2010 г.) и до настоящего времени.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать концепцию «изобретенных религий» К. Кьюсак, изложенную в ее работе «Invented religions: Imagination, Fiction and Faith» (2010 г.);
2. Эксплицировать критику концепции «изобретенных религий» К. Кьюсак в трудах зарубежных религиоведов;
3. Выявить и проследить изменение риторики К. Кьюсак в отношении «изобретенных религий» в ее позднейших работах.
Научная новизна данного исследования, на наш взгляд, заключается в прослеживании развития концепции «изобретенных религий», разработанной К. Кьюсак, на материале не только работы «Invented religions: Imagination, Fiction and Faith», но и на материале публикаций ее критиков, последователей и самой австралийской исследовательницы после 2010 г., что в отечественной науке о религии делается впервые. Это необходимо для выявления спорных моментов и корректировки стратегии использования концепции «изобретенных религий» К. Кьюсак в дальнейшем.
Методами исследования являются принятые и активно используемые в религиоведении дескриптивный метод, сравнительный анализ и комплексный религиоведческий анализ.
Текст работы изложен на 78 страницах, состоит из введения, трех глав, вторая и третья из которых разделены на три параграфа, заключения и библиографии. Библиографический список включает в себя 103 источника, разделенных на печатные издания и электронные ресурсы – 79 и 24 соответственно. Список источников включает 14 наименований на русском языке, 63 – на английском, включая 13 – за авторством К. Кьюсак, одно наименование на французском языке и одно – на венгерском.