Аннотация:Работа посвящена проблеме, возникшей в практической деятельности слушателя (она работает репетитором по биологии), эта проблема связана с плохим усвоением учебного материала, приводящим к низким результатам ЕГЭ даже у детей, интересующихся этой дисциплиной. Обычная репетиторская работа, состоящая в повторном прохождении тем этой дисциплины, помогает далеко не всем, что означает, что дело не только и не столько в каких-то «пропусках» (что в современных условиях «ковидного» обучения не редкость), а и в чем-то еще, что требует дополнительного анализа, диагностики и коррекции. Этим вопросам и посвящена аттестационная работа.
Автор провела анализ возможных типов причин, порождающих неспособность учащихся усвоить биологию, и выделила три типа: а) методика обучения биологии, точнее вся методическая система в целом; б) какие-то дефекты в умственном и психическом развитии школьников (например, памяти или внимания); в) внешнее, находящееся вне школы, отношение к учебе (например, отношение родителей). По каждому из этих направлений была проведена как аналитическая работа по выявлению гипотетически возможных источников проблем, так и диагностика, выполненная на двух небольших выборках учащихся – одна выборка состояла из учеников, которые уже окончили школу (и с которыми автор занималась в прошлом году), другая состояла из учеников, с которыми автор работает сейчас. Диагностика первой выборки позволяла выявить корреляции различных факторов с результатами ЕГЭ, вторая позволила обнаружить возможные причины и определить и направления более детальной диагностики, и методику коррекции.
Следует отметить, что в результате проведенной работы автор фактически выстроил некоторую иерархию проблем, возникающих у учащихся (хотя явно в тексте работы ее не сформулировал). На верхнем уровне находятся обычные «пропуски», что исправляется простым повторением материала. На следующем – дефекты в построении смысловых отношений внутри дисциплины, которые происходят от некорректно выстроенной (или некорректно применяемой) методической системы. В качестве метода коррекции этих дефектов автор использует метод проблемного изложения, выстраивая смысловые связи в виде связи между различными вопросами, которые решает биология как наука.
Более сложными оказываются дефекты, происходящие от влияния родителей и учителей, прежде всего – несамостоятельность. Здесь автору пришлось уже применить определенные методики для диагностики, и разработать ряд специальных приемов работы с учащимися, позволяющими им отрефлексировать целеполагание, различить, какие цели им ставит учитель, какие – родители, а какие – он сам, поставить перед ними проблему собственного целеполагания, собственных интересов и собственных планов по освоению биологии. Отмечу, что эти приемы оказались весьма продуктивными и существенно повысили активность и самостоятельность учащихся.
Наконец, наиболее сложный и потребовавший гораздо больших затрат и труда, и времени слой проблем – проблем интеллектуального и психического развития учащихся. Здесь автор фактически произвел полномасштабную диагностику психического развития, благодаря которой выявил, во-первых, безусловной корреляции успешности при сдаче ЕГЭ с такими факторами, как упорство, настойчивость и терпеливость, усталость и низкая самооценка, и существенное влияние на результат таких факторов, как концентрация переключаемость внимания (это было выявлено на выборке «прошлогодних» учащихся, уже сдавших ЕГЭ). А во-вторых, уже на выборке тех учащихся, с которыми автор в настоящее время работает, обнаружено наличие практически тех же самых дефектов. Что позволило автору определить основные направления дальнейшей коррекции (они также сформулированы в тексте работы).