Аннотация:Ключевыми понятиями в данной работе являются: суицидальное поведение, культура, культурные нормы, инкультурация, социализация, идентичность, юношеский возраст.
Целью данной работы является определение потенциального воздействия степени освоения культурных норм на склонность к суицидальному поведению.
В данной работе использованы различные подходы отечественных и зарубежных авторов. По вопросам суицидального поведения были рассмотрены концепции следующих авторов: А.Г. Амбрумовой, В.А. Тихоненко, Е.В. Змановской, Н.В.Конанчука, И.А. Погодина, а в зарубежном направлении работы Э. Дюркгейма, А. Адлера, З. Фрейда, В. Штекеля, Ж.Э.Д. Эскироля, Ч. Ломброзо, Э. Ферри, К. Менингера, Э. Шнейдмана, В. Франкла и других авторов. Также изучались подходы Т.Г. Стефаненко, А. Тешфела, М. Херсковица, А.Е. Личко и других исследователей в различных направлениях науки психологии.
В качестве метода был использован метод опроса. В опросе были использованы 3 методики: тест «Кто Я?» (Кун, Макпартленд), модификация личностного дифференциала – опросник «Фразеологизмы (авторская методика) и опросник суицидального риска (Бурлачук, Морозов).
В качестве предмета исследования была выделена взаимосвязь степени освоения культурных норм и склонности к суицидальному поведению. В качестве эмпирического объекта исследования выступали учащиеся академических лицеев и профессиональных колледжей г. Ташкента.
В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы:
1. Склонность к суициду не связана с количественной характеристикой социальных связей. Соответственно, связь наблюдается с качественными характеристиками. Таким образом, можно сказать, что действительно, освоенность норм только одной социальной роли предполагает высокий риск суицида.
2. Освоенность индивидом норм более чем одной социальной роли снижает риск суицида, по сравнению с теми индивидами, которые усвоили меньше двух ролей (акцент на характерных особенностях усвоенных ролей). Таким образом, не каждая пара ролей может снизить склонность к суициду.
3. Усвоение культурных норм различных социальных ролей и их вариативность повышает вероятность ухода от суицидального поведения и способствует высокой адаптивности личности.