Организация, в которой проходила защита:
ФГБОУ ВО "Государственный академический университет гуманитарных наук"
Год защиты:2021
Аннотация:Тема выпускной квалификационной работы Васильева С.А. не относится к популярным темам исследовательских работ, выполняемым обучающимися по направлению подготовки «Политология» на уровне магистратуры, хотя динамичное развитие стран Южной Азии, учитывая усиление значения южноазиатского субконтинента в мегарегиональном плане и на глобальном уровне, а также изменения в расстановке внутриполитических сил, требует более пристального внимания.
C 2014 года политический ландшафт Индии определяется активностью националистически ориентированной БДП (Бхаратия Джаната парти, Индийская народная партия). После триумфальной победы на всеобщих парламентских выборах в Лок Сабху (нижнюю палату парламента), состоявшихся 23 мая 2019 года, БДП получила возможность реализовывать видение будущего Индии исключительно своими силами, без дополнительных согласований даже с участниками коалиции. Своей победой 2019 года БДП удалось поколебать один из незыблемых индийских принципов формирования федерального правительства: ранее это было возможно делать исключительно в рамках различных альянсов и коалиций на федеральном уроне между национальными и региональными партиями. Идеологией БДП является хиндутва, которая в буквальном смысле означает «индусскость». Именно эта идеология официально лежит в основе действий БДП по выстраиванию политического курса в стране, который нередко связывают с демонтажем прежних основ государственности Индии. С учетом описанного выше актуальность работы представляется весьма высокой.
Степень проработанности темы в современных научных исследованиях чрезвычайно мала. Работы, которые описывают и комплексно анализируют основные принципы хиндутвы, эволюцию идеологии и реальную степень ее влияния на принятие политических решений в стране, носят единичный характер. Поэтому представленная к защите работа отличается определенной новизной и оригинальностью. Работа вводит в научный оборот новую литературу и источники.
Обучающийся Васильев С.А. системно подошел к работе с литературой, обратившись, в частности, к базовым для формирования хиндутвы трудам («Хиндутва. Кто такой индус?» В.Д. Саваркара; «Мы или наша национальная идентичность» и «Пучок мыслей» М.С. Голвалкара), которые до сих пор не переведены на русский язык.
Отдельно следует отметить корректность обращения к концепту «интегрального гуманизма» Д. Упадхьяя, хотя в первоначальном плане исследовательской работы отдельная проработка концепта не была предусмотрена. Обучающийся сам решил отдельно рассмотреть этот аспект, так как в процессе исследовательской работы осознал, насколько высоко влияние «интегрального гуманизма» на актуальное звучание хиндутвы в контексте деятельности правящей БДП.
Значимыми промежуточными выводами являются суждения автора о том, что идеология БДП пока не влияет принципиальным образом на внешнеполитическую активность Индии, а также обозначение в качестве главной стратегической цели БДП во главе с Н. Моди в виде стремительного экономического страны, которое было бы интуитивно понятное каждому гражданину Индии. Поэтому миллионные индийские массы вовлекаются в процесс ускоренной модернизации через ностальгические узловые точки, связанные с былым величием.