Аннотация:Цель исследования состоит в попытке сформулировать один из возможных подходов к концептуализации эстетики русского авангарда, взяв в качестве теоретической основы базовые концепты эстетики и философии культуры отечественного мыслителя М.М. Бахтина (1895—1975), среди них – «гротескный реализм», «карнавал», «вненаходимость», «диалог» и др. Выдвигается гипотеза, что определенная близость мысли Бахтина авангарду легитимизирует применение некоторых теоретических достижений мыслителя к изучению авангардной эстетики: становление М. Бахтина как мыслителя совпало с временем господства авангарда в отечественной культуре; по замечанию В.П. Руднева, «Бахтин был авангардистом в литературоведении» ; как представляется, некоторые черты мироощущения мыслителя также можно определить как авангардистские.
Объектом исследования выступает наследие русского авангарда как культурного феномена, воплотившего в себе черты эстетики, альтернативной официальным классическим канонам искусства Нового времени, восходящим к эстетике Ренессанса. В работе рассматривается творчество русских поэтов и художников-авангардистов: В. Маяковского, А. Кручёных, И. Машкова, В. Хлебникова, Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, М. Ларионова, А. Лентулова, П. Кончаловского и др.
Предмет исследования предполагает прослеживание в творчестве русских авангардистов элементов стиля, обозначаемого в эстетической концепции М. Бахтина понятием «гротескный реализм». В центре внимания находятся также точки соприкосновения между авангардистской и бахтинской эстетикой (стремление к преодолению нововременной субъект-объектной парадигмы, примат индивидуальной идеи над объективной реальностью, пересмотр роли творца в художественном произведении и др.).
Структура работы. Работа состоит из Введения, четырёх глав («Мироощущение эпохи авангарда»; «Михаил Бахтин и авангард»; «Карнавальность как черта эстетики авангарда»; «Элементы гротескного реализма в эстетике русского авангарда»), Заключения, Списка использованной литературы, Приложения с иллюстрациями.
Первая глава знакомит читателя с особенностями картины мира, сложившейся в авангарде и обусловившей рождение новой эстетики.
Вторая глава посвящена выявлению тех аспектов наследия М. Бахтина, которые допустимо интерпретировать как восходящие к парадигме авангарда.
В третьей главе эстетика русского авангарда рассмотрена, прежде всего, сквозь призму концепции карнавала, в контексте которой в работе М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965) кристаллизуется понятие гротескного реализма.
В четвертой главе эстетика русского авангарда рассматривается непосредственно в связи с понятием гротескного реализма.
Исследование актуально по ряду причин, в частности, в связи с невозможностью дать исчерпывающее определение эстетике авангарда. Эстетика авангарда с её обширным и содержательно разнообразным наследием однозначно неопределима, потребность в ее идентификации – в выработке новых подходов к ее осмыслению – до сих пор актуальна. Несмотря на значительное разнообразие исследовательской литературы, посвященной вопросам рецепции русским (а также общеевропейским) авангардом доклассических, народных, неофициальных образцов искусства, попыток рассматривать авангардную эстетику через призму концептов эстетики М. Бахтина до сих пор не предпринималось. Новизна данной работы заключается в выработке такого рода подхода.
В результате проделанного исследования на защиту выносятся следующие положения:
• М.М. Бахтин — мыслитель авангардной эпохи; данное положение открывает возможность по-иному взглянуть как на наследие мыслителя, так и на наследие авангарда.
• Категория безобразного в эстетике авангарда поддаётся осмыслению через концепты эстетики М. Бахтина (прежде всего, понятие «гротескного реализма») ввиду последовательной концептуальной проработки М. Бахтиным данной категории, включая прослеживание ее генеалогии в европейской культуре.
• В области филологических наук бытует мнение, что нет языков мертвых, есть спящие . На основании проделанного исследования подобный тезис можно высказать в отношении художественных стилей: рано или поздно в культуре созревает потребность в актуализации тех её пластов, которые наиболее ясно и точно воплощаются давно забытыми, ушедшими в прошлое, а порой и вовсе архаическими стилями. Приведённое исследование позволяет сделать вывод, что потребность в актуализации «забытых» стилей осуществилась в эпоху авангарда.