Аннотация:Ежегодно миллионы людей страдают от инсультов. В связи с тем, что в последнее время медицина достигла значительных успехов, многие переживают инсульт, при этом часто они нуждаются в реабилитации. Основной причиной инвалидизации после инсульта являются двигательные нарушения. В настоящий момент разрабатываются различные типы методик нейрореабилитации постинсультных больных, одним из которых являются идеомоторные тренировки. Они основываются на мысленном представлении движения какой-либо части тела: такая тренировка – это выполнение задач на мысленное воображение движений. В постинсультной реабилитации используется кинестетическое представление, а не визуальное – представляются ощущения, а не то, как выглядит движение со стороны. Для создания новых методов помощи в реабилитации, а также в подготовке спортсменов требуется более подробное изучение данной темы.
Выделяют два типа воображения движений: эксплицитное представление, то есть преднамеренное и осознанное, и имплицитное представление, то есть непреднамеренное и неосознанное. Для изучения эксплицитного представления испытуемым дается задача на воображение движений, например, представить движение пальцами своей руки, не совершая его в реальности. Такая постановка задачи, при должной мотивации испытуемого, может обеспечить высокую степень ментальной концентрации и его вовлеченности в выполнение мысленной задачи. Но ввиду отсутствия понятных критериев успеха и субъективной бессмысленности такого мысленного воображения многие испытуемые не вырабатывают корректного навыка и теряют мотивацию к воображению движений. Этих недостатков лишено имплицитное, или неосознанное, представление движений, возникающее в ходе мышления или в результате выполнения каких-либо когнитивных задач. Примером такой задачи является определение правой и левой руки на предъявляемых картинках. Для вызова имплицитного представления испытуемому предъявляются стимулы, которые должны спровоцировать у него представление движения. Далее через вербальные опросники можно узнать, что именно представлял испытуемый. Основная сложность разработки методик, использующих имплицитное представление движений, является разработка заданий, эффективно провоцирующих такое представление.
В последнее время проводятся исследования, сравнивающие эксплицитное и имплицитное представление и выявляющие различия между ними, но из-за указанных сложностей имплицитное изучалось значительно меньше эксплицитного. Также, несмотря на большую естественность имплицитного представления, в литературе практически отсутствуют данные о степени вовлеченности сенсомоторных систем мозга в его генерацию.
Целью данной работы было установить степень активации сенсомоторной коры головного мозга при задействовании в мышлении имплицитного представления движений.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Разработать регламент для исследования электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при решении мысленных задач на имплицитное представление движений;
2) Систематически охарактеризовать мысленные стратегии решения задач испытуемыми и сопоставить их со скоростью и точностью решения;
3) Провести сравнение показателей динамики сенсомоторных ритмов ЭЭГ при имплицитном и эксплицитном представлении движений и при их выполнении.