Аннотация:Магистерская диссертация Лапиной Н.М. значима тем, что в ней осуществлено построение теоретической модели категории «интеллектуальная свобода школьника» с позиций системного подхода, теоретически обоснованы педагогические условия её становления в образовательной деятельности старшей школы.
В практическом плане работа представляет интерес для учителей школы, так как содержит описание совокупности критериев и показателей сформированности элементов интеллектуальной свободы как личностной характеристики.
Автор работы формулирует ведущую идею диссертации: косвенное управление становлением интеллектуальной свободы школьника возможно при систематической реализации в образовательном процессе школы следующих условий:
Предоставление старшеклассникам самостоятельности в интеллектуальной деятельности и возможности выбора решения при требовании ответствен¬ности за него.
Регулярная оценка интеллектуальной деятельности школьника и подкрепление педагогом проявлений интеллектуальной свободы, заключающееся в "центрировании" его на самостоятельно достигнутом результате, поощрение инициативы и высокого качества работы.
Формирование у старшеклассников сложного интеллектуального умения аргументировать свою позицию, уверенности в их интеллектуальных возможностях за счёт постепенного усложнения интеллектуальных заданий.