Аннотация: Объект исследования - профессиональная деятельность учителей и преподавателей.
Предмет исследования: особенности самореализации обусловленные профессиональной деятельностью, учителей и преподавателей.
Цель: выявить особенности самореализации характерные для учителей и преподавателей.
В качестве гипотезы принято положение о том, что процесс самореализации учителей школ и преподавателей вузов основывается на разных группах профессиональных и личностных ценностей.
Теоретико-методологическую базу работы составляют: психологическая теории деятельности А.Н.Леонтьева, системный подход Б.Ф. Ломова, А. В Брушлинского, Р.А.Зобова, Л.Я. Гозмана, принципы психического развития, сформулированные в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского, концепции личности как активного субъекта жизни и деятельности С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, положение о самосознании личности, как фундаментальном условии творческой реализации человека его собственных целей и ценностей В.Н. Келасьева, Р. Бернса, И.С. Кона, о неразрывной связи самореализации с самоопределением Л.М. Митиной, А.К Марковой.
Для сбора эмпирических данных нами использовались следующие методы: теоретический анализ научно-методической литературы; наблюдение; беседа; тестирование («САТ» Л.Я. Гозмана, ОТеЦ И.Г.Сенина); проективный метод («МПС» Д.А.Леонтьева); качественный анализ результатов.
Исследование проводилось на базе филиала МГУ в г. Севастополе и севастопольской школы развития. В исследовании приняли участие две группы обследуемых. В первую группу вошли 20 преподавателей со стажем работы от 4 до 30 лет, во вторую – 18 учителей со стажем работы от 3 до 32 лет.
В дипломной работе осуществлен анализ взглядов ученых-психологов на проблему самореализации учителей школ и преподавателей вузов; определена специфика профессиональной деятельности и личности учителей и преподавателей; выявлены группы профессиональных и личностных ценностей, лежащих в основе самореализации педагогов средней и высшей школ.