Русский Западноевропейский Экзархат Константинопольского Патриархата: проблема взаимоотношения с РПЦЗ и Московской Патриархией в 1931 - 1946 гг.дипломная работа (Магистр)
Аннотация:Самые первые признаки будущего конфликта между церковными группировками дали о себе знать еще в 1921 г. на Бад-Райхенгалльском съезде монархистов. Небольшие трения по политическим вопросам между архиепископом Евлогием (Георгиевским), с одной стороны, и митрополитом Антонием (Храповицким) при поддержке правых сил – с другой, привели к тому, что первый досрочно покинул Съезд. Похожий эпизод произойдет и в 1926 г. на Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах, однако последствия будут уже куда болезненней. В пятилетнем временном промежутке нестроения в церковных кругах за рубежом росли постепенно. Катализатором, ускорившим данный процесс, стало фактическое невыполнение заграничными иерархами известного указа Патриарха Тихона от 22 апреля/5 мая 1922 г. На практике это означало, что они добровольно лишили себя поддержки авторитетного лица, способного к урегулированию их внутренних конфликтов. Убедившись в возможности совместным давлением добиваться от Евлогия (Георгиевского) значительных уступок, карловацкие епископы продолжили атаки на его права. В конце концов, тот не выдержал и пошел на разрыв. Официально оформило церковный раскол постановление Архиерейского Синода от 13/26 января 1927 г. о запрещении митрополита Евлогия в священнослужении.
Большинство исследователей сходится на мысли, что зарубежная церковная смута образовалась из-за воздействия, главным образом, политического фактора. В этом сомнений быть не может, однако ситуацию нельзя сводить к противостоянию правых сил карловацкого епископата, поддерживаемых Высшим Монархическим Советом, с якобы аполитично настроенным Евлогием (Георгиевским). В действительности, скорее, в очередной раз правые идеи столкнулись с левыми. В кругу общения митрополита Евлогия находились такие выдающиеся мыслители как Николай Бердяев и Антон Карташев, да и многие другие люди, повлиявшие на его убеждения. Владыка и сам открыто признается, что за в эмиграции он несколько «полевел». Не стоит забывать и о существовании организаций вроде Всемирного Христианского Союза Молодых Людей (ИМКА), от которых Евлогий (Георгиевский) зависел в финансовом отношении. Было бы опрометчивым утверждать, что они прямо влияли на проводимый им курс. Однако в случае приглашения на то или иное мероприятие, пусть даже и с политическим подтекстом, митрополиту Евлогию было морально тяжело отказаться.