Аннотация:Предтечей роста кризисных настроений явились в том числе и смена «курса» православной мысли от исихазма к обрядовой практике, секуляризация и синодальная бюрократия в администрировании духовных школ, создают базу для обесценивания духовного поиска и укрепления православного самосознания в семинарской среде.
Метафизическое созвучие ключевых идей православия и социалистических воззрений находят определенный выход в их сращивании в народном сознании. В том числе это происходит в среде народничества и семинарских романтических взглядах на общество социальной справедливости. В тоже время, подкреплялось это все базисом именно православной веры, построенной на принципах соборности.
В целом же обращает на себя внимание определенная тенденциозность в историографии: так в послереволюционный период оформления «советского мифа» когда требовалось создать определенную идеологическую базу в которой разочарованные рабочие, крестьяне и главное – духовная платформа самодержавия – семинаристы, будущие священники отворачиваются от Бога и обращают свои взоры в сторону «весны человечества», идей науки и прогресса – пролетарской революции. Иная же научная тенденция, но также имеющая определенные искажения объективного освещения вопросов истории православия, оформляется в постсоветский период, в которой проглядывают тенденциозные односторонне-положительные взгляды на церковную историю. В любой религиозной системе есть темы «нежелательные» для освещения и православие здесь не исключение.