Аннотация:Актуальность настоящего исследования вытекает из объективного противоречия между потребностью должностных лиц (руководителей организаций, менеджеров, медиаторов, организационных психологов) в выявлении конфликтов на ранних стадиях их развития в организации с целью предотвращения таковых и слабой разработанностью психологических маркеров (явных признаков) конфликта, позволяющих оперативно установить их источник и характер протекания.
Объект исследования - организационные конфликты.
Предмет исследования – показатели проявления организационных конфликтов.
Цель исследования: определить психологические маркеры организационных конфликтов.
Гипотезы исследования:
- маркеры организационных конфликтов в понимании и формулировании работниками предприятий содержат в себе их причинную обусловленность
- руководители с преобладанием дезадаптивных копинг-стратегий, усматривают причины организационных конфликтов, отражаемые в выделяемых ими маркерах, в действиях персонала.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать сущность, функции и типологию организационных конфликтов;
2) Определить психологическое своеобразие организационных конфликтов;
3) Выявить предпосылки и факторы конфликтов, возникающих в организации;
4) Установить признаки организационных конфликтов;
5) Выявить и обосновать психологические маркеры организационных конфликтов;
6) Выявить различия в видении причин организационных конфликтов у руководителей, менеджеров среднего звена и персонала предприятий.
Методологическую основу данного исследования составляют: феноменологический подход к исследованию конфликтов Н.В. Гришиной и А.Я.Анцупова, конструктивная теория конфликта Б.И. Хасана, структурно–функциональный анализ конфликта Т. Парсонса, психосемантический подход в исследовании маркеров межсубъектного конфликта Т.В.Маркеловой и Т.А. Маракулиной.
В настоящей работе были использованы такие методы исследования как: анализ научной психологической литературы, тестирование, анкетный опрос, экспертный анализ, методы математической статистики.
Эмпирическое исследование проводилось с января по март 2023 года.
В исследовании принимали участие 180 человек в возрасте от 28 до 55 лет (руководители 20 предприятий - 40 человек /первые лица и заместители/; менеджеры среднего звена – 40 человек, персонал организаций – 100 человек).