Аннотация:Актуальность данного исследования обусловлена противоречием между потребностью общества и каждого её члена в адекватной самооценке, определяющей успешность функционирования подрастающего поколения в системе общественных отношений и недостаточной изученностью значимых факторов влияния родительской семьи на образ «Я» у детей. Проблема заключается в том, что на стадиях подросткового и юношеского развития в психической структуре (эмоциональной, когнитивной, поведенческой и др.) каждого индивида происходят многочисленные изменения в силу взросления организма и освоения им новых социальных ролей. Данные процессы влияют на то, что детско-родительские отношения для ребёнка принимают иную форму значимости на каждом этапе онтогенеза. Однако роль взаимоотношений родителей с их детьми по-прежнему остается одной из ключевых в развитии и становлении личности. Поэтому крайне важно знать то, какие из многочисленных факторов влияния взаимоотношений родителей и детей на самооценку последних являются детерминирующими на том или ином возрастном этапе развития личности ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения как фактор формирования и функционирования самооценки индивида.
Предмет исследования – особенности детско-родительских отношений молодежи с различным уровнем самооценки на стадии юношеского развития.
Цель работы – выявить психологические особенности значимых детерминант воздействия детско-родительских отношений на уровень самооценки у представителей молодого поколения на определенном этапе их возрастного развития.
Гипотеза исследования: определенный уровень самооценки молодежи имеет характерные психологические особенности детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Определить психологическую сущность детско-родительских отношений и описать их структурные и видовые характеристики.
2. Выделить феноменологические особенности самооценки личности и охарактеризовать её уровни.
3. Эмпирическим путём выявить специфику детско-родительских отношений в контексте факторов их влияния на самооценку юношей (девушек).
4. Установить наличие и характер связей стиля и особенностей детско- родительских отношений с уровнем самооценки молодежи.
В настоящей работе нами были использованы такие методы исследования как: анализ научной литературы, тестирование, опрос, интервьюирование, контент-анализ, методы математической обработки данных.
Исследование проводилось на базе Филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе и Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И.Мечникова. В нём принимало участие 75 человек молодежи. Также в исследовании принимали участие родители «детей» (75 человек).