Аннотация:Важным фактором безопасности дорожного движения является текущее функциональное состояние (ФС) водителя, динамика которого определяется прежде всего особенностями дорожной ситуации. Вместе с тем, состояние человека, севшего за руль автомобиля после работы, отражает действие специфических факторов той профессиональной деятельности, которой был занят человек в течение рабочего дня. Если деятельность профессиональных водителей достаточно широко освещена в научной и прикладной психологической литературе, то психологические исследования водительской деятельности работающих людей, не являющихся профессиональными водителями, а лишь использующих свой автомобиль для того, чтобы доехать до работы и обратно, практически отсутствуют. В современной условиях интенсивного городского движения достаточно долгий период пребывания в пути провоцирует водителя на использование этого времени не только для управления автомобилем, но и других видов активности: для работы (выполнение трудовых задач по своей основной работе) или для отдыха (для восстановления психологических ресурсов, когда водитель может использовать различные приемы и психологические средства саморегуляции ФС. Научная актуальность изучения психологических средств саморегуляции состояния водителя определяется задачами анализа системы механизмов, обеспечивающих эффективное переключение между разными видами активности: управления автомобилем, решением профессиональных задач, поддержкой оптимальной работоспособности. Цель работы: выявить динамику самооценки ФС во время пути на работу и с работы у водитетелй-непрофессионалов, а также установить, какие психологические средства саморегуляции ФС используют водители во время пути и оценить их эффективность. Объект исследования: ФС человека в процессе управления автомобилем. Предмет: субъективная самооценка ФС водителя в процессе управления автомобилем; психологические средства саморегуляции ФС. Исследование выполнено на выборке в 50 человек (28 мужчин и 22 женщины в возрасте от 21 года до 62 лет).
Результаты позволил установить следующие факты. Ряд параметров самооценки текущего ФС заметно меняется за то время, в течение которого человек находится в автомобиле: чувство субъективного комфорта значимо меняется за время пути на работу (увеличивается), и за время пути с работы (уменьшается); по дороге на работу значимо возрастает уровень позитивных эмоций. Выявлены значимые прямые корреляционные зависимости между временем езды и ощущением утомления; степень выраженности негативных эмоциональных переживаний зависит от времени езды только по дороге на работу. Существуют эффективные психологические средства саморегуляции ФС в ситуации управления автомобилем, которые могут влиять на повышение субъективного комфорта человека, увеличение позитивных эмоций, снижение негативных и тревожно-депрессивных эмоций. Использование психологических средств саморегуляции ФС, настройка автомобиля под индивидуальные потребности водителя и некоторые другие средства повышения комфорта блокируют возникновение во время поездки негативных и тревожно-депрессивных эмоций.