Аннотация:Практически каждый человек представляет себя родителем, а кто-то уже им стал. Возникает вопрос об источниках родительской компетентности. Специализированная подготовка к этой непростой и ответственной деятельности отсутствует, и современным родителям, взрослым людям приходится самообразовываться и постоянно искать информацию, зачастую не проверяя источники. Результатом использования случайно попавшейся информации могут стать серьезные заблуждения в отношении практики воспитания детей. Актуальность данной работы обусловлена этой причиной.
СМИ оказывают большое влияние на многие аспекты нашей жизни, и формируют общественное мнение. Не обошло своим влиянием и такой важнейший институт как семья.
Сейчас возрастает значимость так называемого "осознанного родительства" (С.Стиффелман, 2018; Л.В.Петрановская, 2015). Молодые люди стали более ответственно относится к решению стать родителями. Они хотят быть готовыми к ее осуществлению своевременно. Один из путей такой самостоятельной подготовки – это постоянный поиск информации о развитии ребенка, его воспитании.
Проблема заключается в том, что далеко не все источники грамотно отражают необходимую информацию, зачастую используют в качестве опоры не проверенные научные данные, а собственный опыт, или новомодные идеи.
В зарубежной и отечественной психологии очень большое внимание уделяется проблемам развития ребенка в семье (М.Боуэн, 2008, Д.В.Винникот 2013, Л.Б.Шнейдер, 2013, Э.Г.Эйдемиллер, 2008). Это связано с тем, что семья- это первое социальное окружение человека, которое влияет на развитие индивида. В первые годы жизни дети воспринимают мир сугубо через родителя, а в дальнейшем усваивают нормы и правила в семье.
Исследованиям становления родительской позиции, родительской компетенции, самого феномена родительства посвящено большое количество научных монографий, статей, книг (Д.В.Винникот, 1998, А.С.Спиваковская, 1986, О.А.Карабанова, 2005, Е.И.Захарова, 2014). В то же время, интернет ресурсы предоставляют статьи, видео, книги, содержащие непроверенную, а подчас ложную информацию, что дезориентирует родителей, не позволяет им выработать адекватную родительскую позицию.
Цель исследования установить каким образом меняется родительская компетентность с учетом того, что приоритетным источником молодого поколения становятся информационное интернет-пространство.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что родительская компетентность, гармоничность родительской позиции связана с источником ее становления. Также мы предполагаем, что молодое поколение большей мере опирается на СМИ в качестве источника родительской компетентности, чем на опыт старшего поколения.
Гипотеза 1 - нашего исследования состоит в том, что родительская компетентность родителей разных поколений содержит существенные различия.
Гипотеза 2 - имеющиеся различия связанны с источником становления родительской компетентности.