Аннотация:(из отзыва)
Работа посвящена проблеме дифференциации обучения в обычном классе обычной школы. Автор поставил себе задачу преодоления широко употребляемой методики учить в расчёте «на среднего ученика», благодаря которой сильным ученикам становится скучно, слабым – слишком тяжело, в результате мотивация и активность и тех, и других падает, а заодно падает активность и «средних», поскольку они всегда ориентируются на «сильных» и «слабых».
Дифференциация осуществлялась по двум направлениям. С одной стороны – по типу восприятия (визуал/аудиал/кинестетик), для чего было проведено исследование ведущих каналов восприятия (оказалось, что большинство учеников в рассматриваемых классах – визуалы), и по результатам этих исследований была осуществлена перестройка методики подачи материала.
С другой стороны, осуществлена дифференциация детей по уровню, и, поскольку полностью индивидуализировать обучение в классах по без малого 30 человек невозможно, выбран промежуточный, «групповой» вариант дифференциации, который оказался оптимальным. Существенным изобретением автора является введение в рассмотрение «маячков» – детей, принадлежащих той или иной выделенной группе по уровню, которые обладают специфическими качествами (хорошо развитая рефлексия, честность, нет страха высказать непонимание), благодаря которым учитель может в рабочем порядке контролировать познавательный процесс в каждой группе.
Ещё одной особенностью дифференциации по уровням является то, что она является не абсолютной, а относительной: отнесение ребёнка к тому или иному уровню зависит и от дисциплины (алгебра или геометрия), и от темы. Поэтому отчасти снимается проблема восприятия детьми отнесения их в ту или иную группу как личностной оценки, влияющей на их самооценку.