ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВОДНОГО ПОЛОдипломная работа (Бакалавр)
Организация, в которой проходила защита:
РУС "ГЦОЛИФК"
Год защиты:2023
Аннотация:Актуальность исследования. Рост популярности занятий плаванием детей младшего школьного возраста с поражением опорно-двигательного аппарата растет. Так как младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения различным двигательным умениям и их коррекции, что в дальнейшем позволит запрограммировать схемы развития оптимальных двигательных возможностей у ребёнка с поражением опорно-двигательного аппарата. Также формирование порочных поз и стойких установок, должно быть направлено на предупреждение сгибательно-разгибательной контрактуры и деформации в суставах конечностей; формирование тонических и установочных рефлексов [59].
В условиях гидроневесомости у детей со спастической диплегией появляется больше возможностей выполнять различные действия нижними конечностями, так как на них не давит масса тела [59]. Кроме того, температурный режим (32-34 градуса по Цельсию), подобранный специально для детей со спастической диплегией позволяет частично снять напряжение в мышцах, тем самым уменьшить гипертонус на время занятий [8]. Плавание, особенно в теплой воде, очень полезно детям с ДЦП. Тепло расслабляет напряженные мышцы, а сопротивление воды стимулирует движения. Когда дети плещутся в воде, они веселятся – и одновременно укрепляют мышцы рук, плеч и спины. Когда они бьют по воде ногами, они укрепляют мышцы бедер и ног. Игровая деятельность способствует переносу акцента мыслительных способностей с самого действия на результат, что важно для детей со спастической диплегией, так как снимает излишнюю тревожность о качестве выполняемых двигательных действий. Для этих целей нами было выбрано водное поло [59].
Водное поло – одна из самых увлекательных и полезных игр, какие только возможны в бассейнах и открытых водоемах. Специфическая особенность водного поло связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиеническая, оздоровительная и спортивная ценность. Водное поло, безусловно, является сложно координационным видом спорта, который, помимо координационных способностей, развивает также функциональную выносливость, скоростно-силовые способности, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат [64, 66].
По мнению Фролова С. Н., Чистовой Н. А., Синицына М. Г. (2016): водное поло — единственная из игровых видов спорта командная спортивная игра, прививающая жизненно важных навык плавания и активного функционирования (решения задач интеллектуального и физического характера) в условия водной среды в различных положениях от горизонтального до вертикального как на поверхности, так и под водой [56].
Следовательно, используя средства водного поло возможно формирование двигательных умений и навыков в плавании у детей с ДЦП.
В работе Кирюхиной И.А. (2020) «Начальная спортивная подготовка детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в адаптивном плавании», описано начальное обучение плаванию детей с ДЦП первого года начальной подготовки без использования средств и методов водного поло. Для детей с ДЦП недостаточно одного года для освоения навыка плавания, но научно-методических работ по данной тематике недостаточно. Поэтому методика обучению плаванию детей второго года обучения является актуальной. В нашей работе мы будем совершенствовать двигательные навыки на воде у детей со спастической диплегией на 2 году начальной подготовки с применением средств и методов водного поло, что и определяет актуальность нашего исследования [21].
Цель исследования: повышение эффективности обучения плаванию за счёт применения элементов водного поло у детей младшего школьного возраста со спастической диплегией.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучения плаванию детей 8-10 лет со спастической диплегией на начальном этапе.
Предмет исследования: средства и методы обучения плаванию детей 8-10 лет со спастической диплегией с применением элементов водного поло.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная нами методика с применением средств водного поло будет способствовать эффективному обучению плаванию, повышения уровня морфофункционального состояния организма и физической подготовленности детей младшего школьного возраста со спастической диплегией.
Практическая значимость исследования:
- заключается в возможности внедрения результатов исследования в систему начальной плавательной подготовки детей младшего школьного возраста (8-10 лет) со спастической диплегией;
- состоит в том, что элементы или методика в целом могут использоваться тренерами, инструкторами по АФК в процессе занятий плаванием с детьми с поражением опорно-двигательного аппарата.