Аннотация:В дипломной работе исследуется концептуализация биополитической теории М. Фуко, ее генезис и значимые элементы.
Цель работы – анализ функционирования биополитического диспозитива, его развития и генеалогии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
• Выявить методологические основания биополитической концепции Мишеля Фуко, исследовать археологический и генеалогический метод, рассмотреть поле возможного применения данных методов и границы предполагаемого исследования;
• Рассмотреть общие постулаты теории власти Мишеля Фуко, проследить эволюционное развитие властных диспозитивов и выделить базовые, определяющие черты властных практик. Рассмотреть власть-господство (суверенную) и дисциплинарную власть и обозначить предпосылки формирования биополитики;
• Выявить базовые черты биополитической концепции Мишеля Фуко, исследовать характерные примеры проявления данного типа политического дискурса, рассмотреть отличие данного типа властвования от предыдущих эпох.
Выводы:
Изучение историко-философской концепции Мишеля Фуко позволило выявить методологические основания биополитической концепции. Можно выделить два периода развития его методологии:
1. Археологический
2. Генеалогический
Этап археологии, в рамках которого была сделана попытка рассмотреть историю как сменяющие друг друга эпистемы. Метод генеалогии позволял выявить новую, ранее недоступную возможность выявления происхождения.
Изучение предпосылок формирования власти позволило выявить общие основания властной концепции, ставшей основой изучения биополитческого диспозитива. Стремясь показать на примере европейских обществ как изменялись те или иные властные диспозитивы, М. Фуко показывал как в зависимости от доминирования того или иного дискурса изменялись представления о форме власти и знания. Проведя анализ его работ, можно сформулировать общие постулаты его концепции власти: 1)Власть это не субстанциональная величина, она заключена в стратегиях и техниках; 2)Существуют специфические формы проявлений тех или иных диспозитивов, конституирующих игру истины и лжи.
Только в рамках биополитического диспозитива произошло подчинение телесности. Основным инструментом биополитики является медицина. Мишель Фуко, рассматривая либеральную теорию и практику, утверждает, что человек превращается в машину-предприятие, облаюащее своей полезностью. Он уже перестает быть человеком и становится объектом применения различных практик, целью которых является забота о живой машине. В неолиберализме, по мнению Фуко, биополититический диспозитив достигает своего полного и всестороннего развития.