Аннотация:В дипломной работе Яны Бобиной рассматриваются две задачи, связанные с моделированием транспортных потоков на развязках со светофором и без него.
В первой задаче оптимизируется режим переключения светофора в зависимости от интенсивности потоков на двух перпендикулярных дорогах. Оптимизируемой величиной является среднее время ожидания на перекрестке. Получены необходимые и достаточные условия на потоки, при которых перед перекрестком не образуется пробка. В этих условиях предложено приближенное аналитическое решение задачи вычисления режима работы светофора и показано, что предлагаемое решение близко к оптимальному в смысле среднего времени ожидания.
Вторая часть работы посвящена имитационному моделированию транспортных потоков на развязках без светофоров. Основной целью данного моделирования является измерение пропускных способностей транспортных развязок разных типов. В написанной компьютерной программе имеется несколько сущностей, главными из которых являются карта развязки, представленная в виде ориентированного графа, навигатор, который определяет маршруты движения автомашин, и автомобиль. Автомобиль – это автомат, который в зависимости параметров дороги, по которой едет автомобиль, в зависимости от поведения окружающих его других автомобилей и в зависимости от маршрута, назначенного навигатора, осуществляет свое движение, стараясь сократить время поездки. Программа имитирует движение сразу большого количества автомобилей и оценивает среднее время поездки, зависящее от исследуемой развязки.