Аннотация:1. Ключевые понятия
Проективные методы. Графические методы. Рисуночные тесты. РНЖ и РНЖ-А. Согласованность и рассогласованность графического и текстового материала. Дополнение рисунка рассказом. «Выход из ситуации».
2. Цели исследования
1. Разработка батареи проективных и психометрических методик, которые могут помочь в интерпретации данных, полученных с помощью РНЖ-А. 2. Разработка процедуры применения методики РНЖ-А в составе данной батареи методик. 3. Проведение эмпирического исследования с целью получения данных для дальнейшего анализа. 4. Определение параметров и разработка процедуры анализа полученных данных. 5. Подбор экспертов-психологов, имеющих опыт в интерпретации РНЖ, для анализа полученных данных.
3. Методологическая основа исследования
Проективный метод, история возникновения и развития, понятие «проекции» З. Фрейда и последователей. Работы Г. Мюррея и Л. Франка. Концепция апперцептивного искажения Л. Беллака. Работы П. Яньшина, К. Маховер. Специфические особенности графических методов и рисуночных тестов. РНЖ М. З. Дукаревич. Интерпретационные схемы А. Венгера и Л. Яшиной. ТАТ, особенности проективного рассказа.
4. Объект и предмет исследования
Объект исследования – методика Рисунок Несуществующего Животного в модификации О. Н. Арестовой (РНЖ-А).
Предмет исследования – согласованность текстового и графического материала в методике РНЖ-А.
5. Диагностический аппарат, методический инструментарий
В дипломной работе использовался проективный метод. Методики: основные – РНЖ и РНЖ-А, дополнительные – Самочувствие-Активнось-Настроение, Методика Измерения Гендерной Идентичности, цветовой тест Люшера, УСЦД Фанталовой. Проведена процедура анализа экспертных оценок по критерию W Кендала.
6. Основные выводы по результатам работы
Были выделены следующие категории согласованности графического и текстового материала: содержательная и диагностическая. Статистическая оценка протоколов группой экспертов показала, что оценка содержательной согласованности является объективной, поэтому можно доверять оценкам одного эксперта. У большинства субъектов рисунок и рассказ в рамках методики РНЖ-А психологически содержательно согласованы. Рассказ дополняет рисунок и расширяет возможности его интерпретации, его возможности зависят от конкретного психолога. Рассказ позволяет не только оценивать конфликтную зону субъекта, но и определять так называемый «выход из ситуации». Составляя сказку-рассказ по заданному плану, испытуемый не только прямо заявляет о желаемом или очерчивает стратегию, по которой привык справляться с конфликтом, но и способен подсказать диагносту, каким именно образом этого можно достичь, указать на то, что мешает реализации актуальной потребности, и помочь обнаружить источник невроза, не осознавая этого.
Испытуемые, имеющие высокие показатели по шкалам «Настроение» и «Самочувствие» опросника САН значимо чаще показывают в рассказах отсутствие «выхода», что, вероятно, связано с отсутствием запроса на психологическую помощь.
Рассказы, не имеющие «выхода», делятся на две группы: исчезновение и инкапсуляция. Вместе с тем, в некоторых случаях инкапсуляция экспертами характеризуется как наличие «выхода», а не как его отсутствие.