Аннотация:Цель исследования: рассмотрение особенностей межкультурной коммуникации в российской системе общего (среднего) образования на ее современном этапе развития. В соответствии с целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи: рассмотрение понятия коммуникации, выявление ее сущности и функций, выявление сущности и специфики межкультурной коммуникации, рассмотрение образования в его коммуникативном аспекте, определение его сущности и специфики, обозначение основных задач системы среднего образования России на ее современном этапе развития, выделение основных субъектов межкультурной коммуникации в системе среднего (общего) образования России, а также их важнейших характеристик, рассмотрение российского опыта поликультурной образовательной теории и практики в системе среднего образования.
Развитие процесса глобализации и усиление потоков иммигрантов в Россию способствуют рассмотрению отечественной системы образования с точки зрения взаимодействия представителей различных культур. Успешная межкультурная коммуникация требует необходимых компетенций, усвоение которых должно начинаться с раннего возраста. Поэтому интерес к системе среднего (общего) образования неслучаен.
В первой главе «Межкультурная коммуникация: сущность, специфика, условия реализации» на основании теоретического описания различных трактовок коммуникации, ее классификации по различным основаниям, было сформулировано понятие «коммуникации», которое стало основой данного исследования. Функциональный анализ коммуникации, проведенный в данной главе, позволил выделить функции коммуникации, наиболее важные при рассмотрении образования. Были описаны теории межкультурного взаимодействия, дано определение межкультурной коммуникации и обозначены необходимые условия ее реализации. Было выяснено, что коммуникация связана не только с функциональным обменом знаниями и мнениями, но предполагает наличие личных чувств и переживаний собеседников, которые оказывают влияние на весь ход коммуникации.
Во второй главе «Особенности коммуникации в системе среднего образования в современной России» было рассмотрено образование в его коммуникативном аспекте, выявлены его сущность и специфика. Важным стало рассмотрение основных задач и приоритетов развития системы среднего образования в России, а также выделение особенностей субъектов коммуникации в системе среднего образования РФ и описании специфики их коммуникации. Было выяснено, что образование представляет собой коммуникативный процесс, в котором задействованы различные субъекты коммуникации, имеющие собственные ожидания и установки, часто отличные между собой. Помимо этого, на современном этапе развития школ все больше проявляются демократические тенденции, а именно диалоговость и двухсторонность процесса педагогической коммуникации.
В третьей главе «Межкультурная коммуникация в системе среднего образования современной России» были рассмотрены особенности межкультурной коммуникации в школьной среде, выделены основные задачи российской школы, связанные с данной ситуацией. Выяснено, что на данный момент наиболее адекватной моделью взаимодействия субъектов образования в условиях многонационального состава общества и общеобразовательных учреждений является модель поликультурного образования. Однако, несмотря на разработанную теоретическую базу поликультурной педагогики, целостной системы национального образования на основе поликультурности школ в РФ не создано.
В качестве итогов отмечено, что для эффективной межкультурной коммуникации в системе среднего образования в современной России становится необходимым дальнейшая разработка целостной системы поликультурного образования и последующее ее воплощение на практике, где основными субъектами ее продвижения стали бы не отдельные образовательные учреждения или индивиды, а государство.