Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
ВШГА МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра государственных и муниципальных финансов
Год защиты:2023
Аннотация:Одним из важных этапов цифровизации органов государственного контроля стало внедрение налогового мониторинга – системы взаимодействия налогоплательщика и налоговых служб, работающей в режиме онлайн и позволяющей получить необходимую информацию в целях контроля правильности начисления и уплаты налогов. Как следствие, отпадает необходимость в проведении выездных и камеральных проверок, так как доступ к данным бухгалтерской и налоговой отчётности осуществляется по цифровым каналам, то есть, удалённо.
Налоговый мониторинг стал использоваться в качестве формы налогового контроля с 2016 г., а на данный момент, то есть, спустя семь лет, он получил широкое распространение и спрос на применение не только у крупных корпораций, но и у предприятий средних масштабов бизнеса. В результате количество участников налогового мониторинга выросло в десятки раз, что показательно ввиду того, что решение о переходе на данную форму налогового контроля они принимают самостоятельно.
Примечательно, что ни один из налогоплательщиков в дальнейшем не отказался от своего решения. Также весьма существенным представляется тот факт, что по результатам неисполнения мотивированного мнения не было организовано и осуществлено выездных налоговых проверок, что означает реальные перспективы развития данного формата взаимодействия и дальнейшего роста числа участников налогового мониторинга.
Можно без преувеличения заметить, что внедрение налогового мониторинга ознаменовало новую эпоху в работе налоговой системы. Переход позволяет «расшивать» узкие места во взаимодействии с федеральной налоговой службой, избежать проведения камеральных и выездных проверок, начисления штрафов и пеней. Одно из главных преимуществ заключается в большей открытости и оперативности нового режима, получения возможности напрямую согласовывать вопросы по порядку налогообложения совершённых и планируемых сделок по результатам мотивированного мнения. Более того, само вступление в налоговый мониторинг также выступает своего рода маркером открытости бизнеса, свидетельством его готовности к режиму прозрачного взаимодействия с ФНС.
В то же время, не все налогоплательщики понимают преимущества налогового мониторинга. С другой стороны, при принятии решения о переходе на налоговый мониторинг необходимо учитывать и его возможные недостатки, что также требует наличия соответствующих компетенций и практик. Не менее важной выступает необходимость соблюдения норм законодательства и алгоритма перехода на налоговый мониторинг, подстройки существующих системы внутреннего контроля и ИТ-систем организации.
Таким образом, проблемы внедрения налогового мониторинга как инновационной формы налогового контроля имеют высокую степень актуальности, так как их решение позволит не только повысить качество взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами, но и обеспечить открытость бизнеса, снизить издержки.